Собор русских Башкортостана
         
 
Главная
Цели и задачи
Устав
Руководящие органы
Местные отделения
Контакты

 
 
 

 

 

 

 

 

  

    Погода от Метеоновы по г. Уфа

 

Роль истории, культуры, языка  и образования в формировании самосознания русского народа

 

Национальное самосознание  – один из основных компонентов социализации человека в условиях многонациональной России. Процесс формирования национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы:

1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности);

2) развитие национального и интернационального компонентов:

а) формирование патриотического сознания индивида – осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов;

б) формирование отношения к представителям других национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, СМИ), цель действия которой – формирование культуры межнационального общения;

3) формирование политической культуры, в том числе  и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и их реализацию в гражданской деятельности (Рубан, 1998).   

1. Возрождение национально-культурной основы образования

Национальное самосознание является очень сложным интеллектуальным продуктом. В его структуру входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы. Национальное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме «традиционной» части в него входят моменты идеологического и сверхнационального характера. Идеологические составляющие отражают национальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением.

Многостронность культуры и политики являются основой многоформности и многоуровневости национального самосознания. Для представителей других наций многое в этом самосознании непонятно и чуждо. В то же время всякий конкретный  представитель нации осознает себя как ее часть (самоидентификация)  и с момента рождения становится носителем национальной культуры. Для каждого представителя этноса это сознание является основой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации.

После распада СССР национальное самосознание неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение.   Это было связано, прежде всего, с тем, что в ХХ  веке мировая (в том числе и советская) школа развивалась многие десятилетия на базе европейско-американского образца по пути унификации. Уравнивание, единообразие привело к утрате большого количества редких языков, к потере национальных элементов. Подобные процессы разрушали этническую среду. Они воспитывали безличностных космополитов с пониженной нравственностью и ответственностью, способствовали распространению стереотипной,  унифицированной псевдокультуры.

Однако в век информационных технологий и искусственного интеллекта в мировом социокультурном процессе произошёл так называемый всемирный всплеск этнического возрождения. Проблема формирования коллективного и национального самосознания вышла на первый план, в том числе и в России.  Эта   актуальная тема  стала предметом исследования  многих   наук: ею сейчас занимаются антропологи и историки, философы и психологи, социологи  и  педагоги, искусствоведы и религиозные деятели.

Именно рост национального самосознания привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, культуры, языка, традиций, символики. Приоритетными для русского народа стали такие ценности, как  история русского этноса,  язык, национальные обычаи, общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека. В этих условиях главной целью современной национальной  образовательной системы является формирование персональной системы социально значимых ценностей каждого человека и общества в целом.

Ведущая роль в формировании национального самосознания всегда принадлежала философии жизни (ментальности), языку и  культуре.  Именно культура является связующим фактором в определении жизненных ценностей народа, потому что никто не может жить вне общества и за рамками его законов, правил, этики. Ведь, несмотря на единство общечеловеческой морали, народы отличаются своей культурой. А культура любого народа - это,  прежде всего,  его особое восприятие мира.

Здесь можно вспомнить о самом термине.

Впервые  слово культура  встречается в трактате Марка Порция Катона Старшего "О земледелии" – самом раннем памятнике латинской прозы, повествующем об "обустройстве того места, где живешь; прежде всего обработке земли, почитании богов - хранителей этого места; и обережении богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают". Латинский словарь предлагает 4 группы значений данного понятия:

1. Возделывание, обрабатывание, разведение.

2. Земледелие, сельское хозяйство.

3. Воспитание, образование, развитие.

4. Поклонение, почитание.

Все они, как видим, не являются  простым механическим  набором, но представляют собой совокупность граней целого. Главное здесь  - всеохватность (поскольку культура причастна ко всему в мироздании),  единство (поскольку в культуре оказываются связанными  человек и боги, культивирование земли и "культивирование" духа), а также самобытность, поскольку напрямую связана с самосознанием народа.

2. Национальное самосознание как результат осуществления национального образования и гражданского  воспитания

Чтобы воспитать у народа национальное самосознание, прежде всего,  мы должны  познать собственные историю, культуру и язык, на основе которых формируются и развиваются в течение всей жизни человека   его  достоинство, гордость, толерантность.

Если говорить о языке, то вспомним, что слово язык (как и культура) также  имеет множество значений. 

Язык – это  исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. // Такая система как предмет изучения или преподавания. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. // Манера выражения, свойственная кому-л. 3. Способность говорить, выражая словесно свои мысли. 4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. // То, что выражает или объясняет собою что-л.

Язык  как важнейшая знаковая система в человеческой  культуре  является средством членения, классификации и надындивидуальной фиксации опыта, посредством которого  возможны собственно человеческие формы социального взаимодействия, а также порождение, переработка и хранение информации в культуре.

Могущество языка  широко и многообразно  отражено в системе русских пословиц и поговорок. Он представлен как важный элемент в жизни человека. В языке заключается сила человека, он, опосредуя человеческую деятельность, является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности.  

Русские паремии указывают на огромную мощь, неимоверные возможности языка, которые раскрываются путем соотнесения его с предметами, связанными общностью их функций. В этом отношении значимыми являются такие реалии, как стяг, якорь, рычаг. Стяг (знамя) во время сражений воодушевлял бойцов на битву, призывал к победе, язык также способен оказать огромное воздействие на человека: Язык – стяг, дружину водит. Функция якоря – удержание, остановка, прикрепление корабля к пристанищу. Язык может выступать в качестве якоря, т.е. способен управлять телом, действиями человека, оберегать его от глупых поступков: Язык телу якорь. Он может выступать и в качестве рычага, т.е. стимулировать, способствовать осуществлению какой-либо деятельности: Языком, что рычагом. [Ожегов, 2004].

В пословичных суждениях часто указывается на малую величину языка, которая в русских паремиях противопоставляется силе языка: Мал язык, да всем телом владеет; Язык мал, великим человеком ворочает; Мал язык – горами качает.

Язык, история и культура напрямую связаны и с образованием, которые  влияют на  развития национального самосознания.  На фоне  происходящих сегодня демократических преобразований общества именно повышение уровня образования и воспитания молодежи  оказывают  как непосредственное, так и  опосредованное влияние на процесс формирования молодого поколения и, соответственно, вырабатывание у него национального мировидения.

Что же следует отнести к обстоятельствам, оказывающим  влияние на  этот процесс?

Во-первых, сюда относятся  материальные  и психологические условия, в которых развивается и растет личность. Во-вторых,   та этническая среда, где происходит  становление молодого человека.  Наконец, в-третьих, влияет на ход повышения  национального самосознания уровень образования и воспитания молодежи. Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в системе русской национальной школы должен включить эффективные формы и методы развития и воспитания будущих граждан многонациональной страны, основанные  на нашей древней и  самобытной  истории и культуре.

Самое ценное, созданное веками мудростью народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека:  литература; история; музыка; изобразительное искусство; театр; народные обряды; народные песни и танцы.

События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества молодого поколения надо обязательно воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к представителям других  этносов. А ведь именно национальное самосознание, достоинство, гордость, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека,  и относятся  к основным достоинствам народа. Именно  личность,  с ее нравственным, духовным потенциалом,  становится самоцелью, на нее сегодня ориентируется вся система   национального образования. Знание истории, культуры, традиций своего народа становится неотъемлемой потребностью образованного человека. Поэтому мы считаем, что  главным требованием современной системы  национального образования является развитие самобытности каждой личности, стимулирование ее гражданской самореализации и саморазвития.  Для чего важно:

·        критически проанализировать исторический опыт и современное состояние преподавания в нашей образовательной системе;

·        охарактеризовать взаимосвязь образовательных и культурно-исторических учебных дисциплин как ведущего условия развития будущих граждан многонациональной страны,  способных своим творческим трудом умножать экономическое, культурное, морально-нравственное богатство страны, содействуя тем самым ее процветанию.

Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — это новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Возрождение и обновление национальной школы в современных условиях постиндустриального общества диктует необходимость в подготовке таких педагогических кадров,  которые способны учитывать этнопсихологические особенности, философские воззрения и педагогические традиции  русского народа. Новая формация учителей должна приобщить подрастающее поколение как к собственным этническим ценностям,  так и тем, каковые лежат в основе общечеловеческих. Русский народ не разучился любить, верить, доверять. Культура русских, как и любого другого народа, складывалась тысячелетиями, и  она  продолжает формироваться и сегодня, несмотря на  ускоряющийся темп жизни.

Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С. Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто... давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения».

Эта новая функция  школы, и в частности содержания школьного образования как основного  средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании следующим образом: "Защита системой  образования национальных культур  и региональных культурных традиций  в условиях многонационального  государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами".

Те образовательные программы, которые направлены на  формирование национального самосознания, должны учитывать  пять основных принципов,  играющих роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности:

·        познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме того, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;

·        морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях;

·        творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения;

·        коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно - динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность;

·        эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства. Другими словами, личность определяется тем, 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:

·        интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения  в социально-педагогическом комплексе  Федерации;

·        ценность культур народов и значимость народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;

·        терпимость к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным  верованиям, к социокультурной среде  ее развития;

·        учет специфики широких социальных движений в России и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.

В каждом районе нашей страны, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические исторические и культурные черты, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать родной край, глубже понять особенности его природы, истории, языка  и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой   всей страны, принять участие в созидательной социально значимой деятельности, развить собственные способности - в этом и заключается основной смысл работы образовательной системы над формированием национального самосознания.

 Таким образом, сущность процесса формирования национального самосознания молодежи можно определить как сложный многоуровневый процесс, включающий осознание индивидом принадлежности к определенной нации, потребность разделить своими действиями ее интересы, культуру, традиции, быт, нравы, язык; готовность сохраняв се территориальную целостность, стремление приумножать ее богатства.  При этом  ведущими субъектами формирования национального самосознания молодежи в современных условиях являются образовательные учреждения. общественные объединения, молодежные организации, инициативные клубы, о чем свидетельствует анализ основных подходов к исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной практике.

Литература:

Рубан Л.С. Развитие конфликта — консенсуса в полиэтничных регионах. М., 1998.

Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. Казань, 1998.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика.  Издательство: АСТ/Астрель, 2008.

 

 

Яковлева Е.А., профессор, д.ф.н.

БГПУ им. М. Акмуллы

 

 

 

 

Планы
Культура
Общество
История
Традиции
Документы
Архив статей
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

 

РОО "Собор русских Башкортостана"   г.Уфа,  ул. 50-лет Октября,  6/8     тел. 2-73-90-34       Е-mail: soborrusbash@mail.ru