Собор русских Башкортостана
         
 
Главная
Цели и задачи
Устав
Руководящие органы
Местные отделения
Контакты

 
 
 

 

 

 

 

 

  

    Погода от Метеоновы по г. Уфа

 

Русский язык в системе образования Республики Татарстан

как часть системной проблемы

 

Обсуждаемая в настоящем докладе проблема выражается последние 3 года уже явным образом в недовольстве родителей русскоязычных школьников РТ объёмами преподавания русского языка по сравнению с остальной Россией. Её накал достиг судебных разбирательств и родительских митингов, чего  ещё 2 года назад было не возможно предположить.

Данную проблему и всю суть этно-лингвистического конфликта в РТ (определение проф. Салагаева А.Л.) необходимо рассматривать как часть системной ситуации, созданной 20 лет назад как несбалансированной, так и не разрешенной до сих пор и потому несущей сейчас серьёзный конфликтный потенциал, содержащий угрозу стабильности в регионе, единству народов и даже целостности нашего государства – России.

Эту системность подтверждают и другие знаковые посылы принципиального характера. Так, ещё какой-то год назад также невозможно было предположить, что в Казани будут происходить теракты против носителей «традиционного», «татарского» ислама, подрывы боеприпасов, перестрелки с террористами, а также, публичные акции  (в том числе – не согласованные) с участием радикальных исламистов и с символикой запрещённой в России организации «Хиз-Бут-Тахрир- Аль-Ислами», со скандированием лозунгов «О, Аллах! Прокляни неверных!» и подобных ему, с выстраиванием организаторами этих мероприятий растерянных сотрудников полиции - «по шариату» : женщины отдельно от мужчин. Реальным стало такое явление как «русские мусульмане», что ещё каких-то 10 лет назад считалось бы здесь нонсенсом.

Внушает некоторую тревогу и совсем недавнее решение V съезда ВКТ (всемирного конгресса татар), стартовавшего  в Казани в прошедшую пятницу 7 декабря, о его намерении  вступить в ООН с соответствующими изменениями в уставе организации. Все данные обстоятельства говорят о том, что проблема русского языка в образовании русскоязычных детей РТ может в скором времени перейти в совершенно иные измерения, и необходимость её безотлагательного решения именно сейчас носит принципиальный характер.

Рассматривая вопрос русского языка в образовании РТ как часть системной проблемы, следует отталкиваться от того факта, что в республике татары и русские – два доминантных и по численности сопоставимых этноса. Так, в Татарстане по итогам переписи 2010 года проживает 3 млн 786 тыс. 488 чел, из них татар – 2 млн.12 тыс.571 чел (53,2%), русских – 1 млн 501 тыс 369 чел (39,7%), другие народы составляют 7,1% численности. По предыдущей переписи 1989г. татары и русские составляли, соответственно, 48,5% и 43,3% всего населения республики. Динамика изменения этих цифр говорит сама за себя. В частности, по данным  [1] за период 1995-2000 гг.  миграционный прирост численности русского населения более чем в 5,5 раз ниже, чем прирост численности татарского населения за счет миграции. Но всё это пока ещё принципиально не меняет дело.

С рубежа 80-х – 90-х Республикой Татарстан взят курс на суверенитет, против чего не сопротивлялись народы, населяющие РТ [2]. Одной из целеполагающих составляющих политики и в целом жизни общества стал подъём национального сознания татарского народа, возрождения татарского языка и культуры. С того времени и по сей день, власть в Республике представлена преимущественно представителями титульного этноса, представители других этносов во власти – не ощутимы.

В этих условиях в системе образования Республики взят курс на двуязычие и его реализация на всей территории и во всех сферах жизни общества стала одной из программных задач руководства РТ. Татарскому языку придан статус государственного языка в РТ наряду с русским и оба языка объявлены равноправными, а законодательством предписано изучать их в школах в равных объёмах. Но поскольку суммарная нагрузка на школьников ограничена, то для нового обязательного предмета «татарский язык» пришлось жертвовать часами преподавания других предметов, в наибольшей степени – русского языка. И на сегодня суммарный объём уроков по русскому и литературе в школах РТ составляет 700 часов, в то время, как в «русских» субъектах эта цифра составляет 1200 часов.

Тем не менее за прошедшие 20 лет реального двуязычия не достигнуто и существенными являются два факта:

1.                     Татарский язык по прежнему является локальным – это язык татарских деревень, татарских семей, татарских сообществ.

2.                     Русскоязычные жители по прежнему не владеют татарским языком и не применяют его, молодёжь, закончив двуязычные школы, быстро забывает всё, что проходила в школе по татарскому и татарской литературе.

Вследствие такого положения вещей у русскоязычных жителей РТ начисто отсутствует мотивация к изучению регионального языка. Есть исключения, когда русские знают и применяют татарский, но они лишь подтверждают правило, и основная тенденция занятий по татарскому в школах для русскоязычных детей сводится к их профанации.

На этом фоне вызывает растущее недовольство родителей недостаточным объёмом русского языка и литературы в школе, поскольку знание этих предметов определяет возможности поступления в вузы и дальнейшей карьеры ребёнка. Как правило, все занимаются дополнительно с репетиторами, но такое положение дел всё меньше устраивает русскоязычных налогоплательщиков.

Другой факт, определяющий ситуацию – непризнание проблемы властями РТ, в результате чего здесь и возник данный этно-лингвистического конфликт. Его течение усугубляется агрессией работников министерства  МОиН РТ и директорского корпуса по отношению к родителям, пытающимся как-то поднимать вопрос. Такое положение дел сохраняется вдоль всей вертикали. Так, 13 сентября 2012г. в своём ежегодном послании Госсовету РТ президент Республики Татарстан Рустам Нургалеевич Минниханов   объявил о незыблемости принципов обязательного двуязычия: «Что касается национальной политики - здесь есть принципиальные вопросы, подходы к которым не подлежат пересмотру. Прежде всего, речь идет о государственном двуязычии, а также об обязательном изучении русского и татарского языков».

Субъективно картина закрепляется тем, что руководство РТ «живёт своей жизнью», где проблемы русских и русскоязычных граждан – не предполагаются.

И даже после приёма премьер-министром РТ Халиковым И.Ш. руководителей Общества русской культуры РТ и г. Казани, на котором он заявил, что признаёт наличие проблемы и будет её решать – впоследствии ничего не поменялось.

Тем временем в Интернете – единственной площадке, где русскоязычные родители могут подавать свой голос - разворачиваются настоящие бои «за русский язык».

В Интернет-сообществе «Русский язык в школах Татарстана»  http://my.mail.ru/community/filologia111/ на ресурсе «Мейл.ру» за четыре года существования число участников выросло до  15 тысяч, события обсуждаются уже в 360 темах, число комментариев достигает десятка тысяч, выражены мнения в полусотне опросов. Мнения однозначны: увеличить объёмы преподавания русского и литературы а татарский сделать добровольным. Реакция на подобные Интернет-движения – своеобразная. Так, в текущем году против одного из участников упомянутого сообщества Хотулёва П.В. возбуждено уголовное дело за комментарии. Рассмотрению дела судом предшествовало письмо министра МОиН РТ прокурору РТ, в котором он просит рассмотреть высказывания блогера на предмет противоправных действий, ссылаясь в письме на свою "устную договоренность" с прокурором.

Описанная в данном докладе сложная и системная ситуация, в которой вопрос русского языка в образовании РТ становится принципиальным и знаковым, имеет  очевидную идеологическую подоплёку, поскольку его решение потянет необходимость принятия других системных решений в сфере общественной жизни Республики.

Однако проблему придётся решать, и если 10 лет назад автор доклада был убеждён, что это вполне по силам руководству Республики Татарстан, и было бы вполне логичным, то сейчас такой убеждённости – всё меньше. Буквально – с каждым днём.

 

М.Ю.Щеглов

(Общество русской культуры г. Казани

председатель, к.т.н., доцент КНИТУ-КАИ)

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА
1. Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества http://www.ru.journal-neo.com/node/119275
2. Салагаев А.Л., Сергеев С.А.ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ КГТУ, Казань, 2002г.
3. Материалы Съезда народов Татарстана. – Казань:Татарское кн. Изд-во, 1992. – 154 с.
4.  Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, 2012 г.  http://president.tatarstan.ru/pub/view/14322
5.   В Татарстане министр договорился с прокурором привлекать к ответственности за нежелание учить татарский?  http://www.regnum.ru/news/1557173.html
6. М.Ю.Щеглов Русское самосознание: путь из тупика. Журнал «АНКО» № 1(6), 2002 г., С. 4-7.
 

 

Планы
Культура
Общество
История
Традиции
Документы
Архив статей
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

 

РОО "Собор русских Башкортостана"   г.Уфа,  ул. 50-лет Октября,  6/8     тел. 2-73-90-34       Е-mail: soborrusbash@mail.ru