Собор русских Башкортостана
         
 
Главная
Цели и задачи
Устав
Руководящие органы
Местные отделения
Контакты

 
 
 

 

 

 

 

 

  

    Погода от Метеоновы по г. Уфа

 
Путь творчества: от исторической публицистики до современного воображения

Вступление

Непредсказуем путь книги к читателю! Писатель иногда пишет для маленьких, а читают его с особым удовольствием большие. Пишет для больших, а оказывается, это нужно и маленьким. Эта непредсказуемость судьбы, ожидающей книгу, имеет отношение самое непосредственное к непредсказуемости судьбы человека, к богатству его духовного мира, которое часто до поры до времени себя не обнаруживает или обнаруживает не полностью, набирая силы. Повествования о великих людях, которые были до нас, о том, почему мы сегодня воспринимаем их как живых, их мысли, их чувства и их надежды, – огромное для нас богатство. Таким образом мы познаем, чем отличается XX и наш XXI век от минувших столетий, что изменилось в человеке, а что осталось неизменным, о высокой радости общения с миром и людьми и самим собой.
Богатство духовной жизни человека будущего, ответственности за собственный духовный мир, нравственность, судьбу составляет в известной степени чувства и мысли любого из нас.
Но главное в ней – дети. В письмах детей что ни строка, то вопрос: как научиться читать, чтобы лучше понимать жизнь? не убивает ли наука искусство? можно ли из литературы узнать, в чем смысл жизни? почему в будущих столетиях мне легче увидеть себя, чем в минувших?
На эти вопросы, наверно, не сумеют ответить и тысячи умных, талантливых писателей и философов. Может ответить лишь сама жизнь, ее разнообразие, ее мудрость. Она научит и любить, и удивляться, и понимать себя.
Дети – поэты, дети – философы. Эта мысль Януша Корчака вошла в анналы нашей русской действительности и подтверждается временем. Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют, легко сердятся и крепко любят; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
Может ли в иерархии ценностей русский язык, русская культура, история Руси, ее узнавание стоять на середине ступеней высокой лестницы? Подлинные бессмертные ценности, их узнавание стоят высоко, и никакими силами не столкнуть их с верхних ступеней, уходящих в недоступную даже «духовному оку» высоту.

Публицистичность – одна из существеннейших особенностей
древнерусской литературы

Возникнув прежде всего в результате внутренних потребностей раннефеодального государства, литература призвана была отстаивать национально-государственные идеи – политическую и религиозную независимость Руси.
Идея государственного и религиозного единства Руси уже в начальный период формирования оригинальной древнерусской литературы становится ведущей. Это обусловливалось особенностями политического развития Русского государства.
С момента возникновения древнерусской литературы публицистичность становится ее неотъемлемым качеством, национальной особенностью. Авторы верят в великую силу слова, убеждений; свои мысли и чувства они стремятся передать слушателям и читателям.
Древнерусские памятники прославляют красоту и величие Русской земли, исторических деятелей, самоотверженно защищавших ее от внешних врагов, способствовавших ее культурному расцвету, резко осуждают князей, которые ослабляли политическое могущество Руси внутрифеодальными войнами. Практически в любом жанре древнерусской литературы присутствуют публицистические тенденции, связанные с актуальными проблемами современности, политическими или религиозными.
Вначале на Руси творчески усваивается и перерабатывается христианская книжность, вскоре возникают и оригинальные произведения. С самого начала древнерусская литература выступала носительницей высоких гражданских и нравственных идеалов, ставила перед собой задачу государственного и нравственного воспитания русского общества, формирования его национального самосознания. Древнерусский книжник активно отстаивал политические и религиозные идеи, способствовавшие укреплению и процветанию Русской земли.
Национальные идеи в каждой литературе проявляются ярче всего в произведениях, посвященных историческим событиям в жизни этой страны. В Древней Руси таким историко-литературным памятником была «Повесть временных лет», составленная усилиями нескольких поколений летописцев середины XI – начала XII века. Включенный в ее состав разнородный в жанровом отношении материал подчинялся единой цели – раскрытию исторических судеб Русской земли, прославлению ее могущества, политической независимости и религиозной самостоятельности.
«Слово о полку Игореве» написано в 1185 г. В трагическом по своим последствиям для Руси столкновении дружин Игоря со степняками автор видит не проявление божьего гнева, покаравшего князя за жестокую расправу над жителями города Глебова, а страшное зло эпохи – междоусобные брани князей, нарушение ими своих обязательств к старшему по положению – великому князю Киевскому.
Таким образом, публицистическую направленность литературы Киевской Руси можно характеризовать как ее национальную особенность. Публицистичность вытекала из характера историзма древнерусской литературы. Ни одна другая славянская литература не была так тесно связана с запросами и потребностями национальной истории, как литература древнерусская.
Средневековый писатель Серапион с искренней и трогательной заботой печется о возрождении нравственности в народе. «Грехи», которые Серапион обличает в своих соотечественниках, носят вполне конкретный, социальный характер. Это междоусобная вражда князей, их тщеславие, гордость, страсть к наживе, ростовщичество, «скверные и немилостивые суды», «всякое грабление». В «Словах» Серапиона чувствуется глубокое понимание происходящего. Пробудить словом сознание соотечественников в сложных ситуациях дано право людям образованным и умудренным жизненным опытом.
Прославляя Дмитрия Донского – идеального христианина и отважного воина, автор вводит рассуждения религиозно-моралистического характера, подчеркивая тем самым роль Дмитрия Ивановича как защитника русского православия. Вместе с тем для автора очевидно, что победа русского оружия оказалась возможной благодаря единству сил, сплотившихся вокруг великого князя Дмитрия Донского.

Смутное время. «Сказания» Авраамия Палицына

Первая часть сказания состоит из 6 глав и представляет собой исторический очерк событий от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского.
Рассказывая о вступлении на престол Годунова, он гневно обличает бояр и духовенство, которые, желая вымолить у Бориса согласие царствовать, совершили святотатство – вынесли из Успенского собора московскую святыню – икону Владимирской божьей матери. В этом опрометчивом поступке он видит источник дальнейших бед и несчастий.
Искренней болью, гневом, призывом одуматься пронизана публицистическая концовка первой части: «О, ненасытимии Имением! Помяните сие и престаните от злых, научитеся добро творити. Видите общую погибель смертную? Гоните сих, да же и вас самих величавых тая же не постигнет лютая смерть!»
Русская публицистика начала XVII века отразила существенные изменения в общественном сознании. Исторические повести и сказания этого времени ставят вопрос о моральной ответственности не только перед богом, но и перед отечеством и народом главным образом.

Национальное своеобразие русской культуры и современность

Связь художественной публицистики Древней Руси с исторической действительностью определила ее пафос, гражданственность, злободневность, полемическую остроту, сделала ее важным средством идейного воспитания современников. Эти качества являются ее важнейшей национальной особенностью. Они вдохновляли наших предков на героические свершения во имя процветания Русской земли, а сегодня должны служить важным средством патриотического воспитания всего населения, а особенно молодого поколения русских людей.
В эру глобализации жить всё сложнее и сложнее. Технологии становятся всё более утонченными. Крайне важно и в первую очередь нужно думать о технологиях, которые улучшать нашу жизнь, ее качество.
Необходимо отыскивать и использовать качества, которые выделяют нас с лучшей стороны. Это тоже крайне важно.
У нас в культуре и образовании заложена история. Это наша особенность, и чтобы не утратить ее, а продолжить, нужно создавать свои технологии, а не покупать их за рубежом. Изо дня в день претворять в жизнь традицию – делать Россию державой сильной, крепкой, непобедимой, уважаемой. Научные разработки нужно внедрять в своей стране. Большое количество университетов существует поддержкой государства, но выполняют ли они свои функции на 100%? Увы, они только обогревают атмосферу, но не решают главной проблемы – подготовки по-настоящему преданных своему делу специалистов, готовых работать на благо страны, отечества.
Требуются реформы, потому что ничто не стоит на месте, всё меняется. Даже систему элементов Менделеева надо менять, т.к. открыто очень много новых химических элементов.
Требуется создать творческие группы, владеющие инновациями во всех аспектах жизни, найти открытую форму общения этих групп между собой, их взаимодействие, дающие высокие результаты, создать баланс между группами, принимая все предложения и выбирая более подходящие для нашей страны.
Патриарх Кирилл говорит в своих пастырских наставлениях на «Первом канале»: «Имея в виду то, что мы постоянно в нашем историческом пути совершали ошибки, приведите нас к 400-летней смуте, сейчас, во времена подъема экономики и повышения самосознания, нужно сделать всё, чтобы не повторить ошибок, грозящих гибелью, а, учитывая горький и счастливый опыт прежних веков, постараться мирным путем поставить Россию на тот пьедестал, который ей уготовил сам Бог».

Заключение

Психология. Среди многих отраслей психологии – педагогической, социальной, юридической, инженерной, медицинской – в роли Золушки осталась одна исключительно важная область исследования – психология творчества. Не то чтобы о ней забыли, но проблемы ее на протяжении многих лет оставляли и оставляют без внимания и держат на задворках. Это объяснимо: творчество – один из наиболее интимных видов человеческой деятельности. Психология литературного творчества экспериментальным исследованием вовсе не затронута. Впрочем, это касается не только литературы, но и искусства в целом. Правда, нельзя не заметить и не упомянуть поиски в этой области, связанные с возможностями, которые открывает компьютеризация. Кибернетики пытаются моделировать процессы творчества на ЭВМ, осуществляя эвристическое программирование. Но тот факт, что компьютер способен сочинить музыку, отнюдь не основание для вывода о том, что композитор творит ее подобным образом. Результаты по каким-то параметрам, наверно, и совпадают, а пути, которыми к ним пришли человек и машина, могут быть – а, скорее всего, так оно и есть – совершенно различны.
Тогда, может быть, и надежды на проникновение в загадки творчества надо оставить – как говорится, «тайна сия велика есть». Да и стоит ли психологу или физиологу лезть в святая святых художника или поэта, поверять алгеброй гармонию? Ан нет! К счастью, не все художники и писатели ревниво охраняют тайны творческого процесса. Именно к числу последних принадлежит Паустовский, и мы ему за это благодарны. Паустовский сумел показать, как извлеченные из тайников души драгоценные пылинки житейских наблюдений позволяют писателю в конце концов выковать из них «золотую розу» – поэму или повесть.
Исследователь, к примеру, ничем в этом отношении не отличаясь от рядового читателя, останавливается в удивлении перед чудом творческого порыва, вдохновения. Для Паустовского вдохновение – это строго рабочее состояние, но такое, которое имеет свою поэтическую окраску.
Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Чарльз Диккенс высмеял в «Тяжелых временах» современную ему английскую школу с ее тупой педантичностью, сухостью и черствым практицизмом. С убийственной иронией он передает назидание воспитателя: «Как раз воображать-то и не надо. В этом вся суть! Никогда не пытайтесь воображать. <…> Вы должны всегда и во всем руководствоваться фактами. <…> Мы надеемся в недалеком будущем учредить министерство фактов, где фактами будут ведать чиновники, и тогда мы заставим народ быть народом фактов и только фактов. Забудьте самое слово «воображение». Оно вам ни к чему». Так формировались лишенные фантазии, скудоумные, ограниченные люди.
Не хотелось бы, чтобы читатель думал: это только «у них» так, а у нас такое было невозможно. Всё было: и фантазии считались крамолой, и находились критики (очевидно, из Департамента Управления Нравственным Климатом), которые занимались разбором песенки на слова Булата Окуджавы «Девочка плачет – шарик улетел». Всякое бывало.
Повесть Паустовского и его рассказы в книге «Золотая роза» – это гимны воображению, животворящему началу культуры. Он пишет: «Человеческая мысль без воображения бесплодна». «Великие мысли исходят из сердца» – есть французское выражение. Пожалуй, вернее было бы сказать, что великие мысли выходят из всего человеческого существа. Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.
Если исчезнет воображение, человек перестанет быть человеком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотека русской художественной публицистики. М, «Советская Россия». 1982.
2. Богат Е. Узнавание. М. 1977.
3. Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти XX века. М. 1991.
4. Паустовский К. Золотая роза / Предисловие доктора психолог. наук А.В. Петровского. М. 1991.

 
Планы
Культура
Общество
История
Традиции
Документы
Архив статей
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

 

РОО "Собор русских Башкортостана"   г.Уфа,  ул. 50-лет Октября,  6/8     тел. 2-73-90-34       Е-mail: soborrusbash@mail.ru