Собор русских Башкортостана
         
 
Главная
Цели и задачи
Устав
Руководящие органы
Местные отделения
Контакты

 
 
 

 

 

 

 

 

  

    Погода от Метеоновы по г. Уфа

 

Яковлева Е.А.

доктор филологических наук,

профессор БГПУ им. М. Акмуллы

 

«Учиться, учитса и исчо раз учицца», или грустные размышления о состоянии  грамотности в России XXI века

 

Некоторые мысли общефилософского плана

Я -  филолог, языковед. Всю свою сознательную жизнь я связана  с  процессом становления, формирования, воспитания  самой удивительной способности, которая отличает человека от других представителей животного мира,   – способности говорить: не случайно  наряду с термином homo sapiens  (человек разумный)  существует и понятие  homo loquens  (человек говорящий).  Мышление и речь – две стороны одной медали.  Человеческий язык есть основа  и необходимое условие человеческого мышления.  Недаром у греков термин logos имел два значения: 1) мысль, знание, наука – и отсюда биология,  зоология, геология (наука о жизни, о животных, о земле); 2) слово, речь – и отсюда название моей профессии - филология (любовь к слову).

Язык  выполняет множество функций.  Базовыми, главнейшими функциями языка являются коммуникативная (быть средством общения) и мыслительная, когнитивная (служить средством формирования и выражения мысли, деятельности сознания). Третья важная функция языка – эмоциональная (быть средством выражения чувств, эмоций). Базовые функции первичны.

Кроме базовых выделяются и производные, частные, например, фатическая (контактоустанавливающая), апеллятивная (обращения), волюнтативная (воздействия) и др. Среди частных коммуникативных функций можно назвать также магическую (заклинательную),  которая заключается в использовании языковых средств в религиозном ритуале, в практике шаманов, экстрасенсов и т.п.  Выделяют также эстетическую (поэтическую) функцию, которая реализуется в основном в творчестве, при создании художественных произведений. Этнокультурная функция языка связана с  использованием языка с целью объединения в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного.  Метаязыковая (метаречевая) функция заключается в передаче сообщений о фактах самого языка и о речевых актах на нем.

Развитие речевой способности человека – это не простой  процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова. Этот процесс проявляется  в качественных, скачкообразных изменениях, внутренне связанных с  развитием мышления и сознания.  Человек  выращивает внутри себя язык как волшебное дерево, где ствол – это грамматика, а крона – листья-слова, пословицы, поговорки, молитвы, строки стихов…

Будучи  важнейшим фактором  социализации личности,  язык  является той живительной средой, в которой  человек чувствует себя человеком – членом семьи,  другом,  представителем нации, гражданином. Незнание языка можно сравнить с коммуникативным адом. Один из писателей, уехавший в Америку, так и не смог  жить  в англоговорящем обществе. Он вернулся домой, в Россию,  где  не только говорят, но  даже думают по-русски: ведь мы, по словам философа Александра Зиновьева, «нация разговорников».

С помощью языка (речи) человек  может  описывать не только то, что окружает его здесь и сейчас, но и то, что уже когда-то было,  и то, что, возможно,  произойдет в будущем.   Слово управляет всей деятельностью человека, и даже высшие психические функции человека – это ветви и плоды единого дерева, ствол и корни  которого  язык и речь. К такому мнению приходят и психологи, и физиологи, и историки, и философы,  и лингвисты. 

Если язык – орудие мышления, то и мышление – плод языка. Мышление представляет собой  сложнейший процесс обобщенного отражения действительности,  это процесс поисков и открытий  нового, а закрепляются результаты мышления – в языке. Именно так считал знаменитый психолог и педагог Л. С. Выготский, который подчеркивал: «Мысль не выражается, а совершается в слове». Следовательно, мышление и язык так взаимно обусловлены, что без участия языка нет возможности развивать мышление.

Вопрос о том, как  человек овладевает языком, несмотря на множество созданных на протяжении тысячелетий  теорий,  остается до сих пор не решенным и одним из самых дискуссионных.  Каким образом крошечный человечек постигает   секреты родного (материнского) языка?  Тайна сия велика есть!

Обозначая общую периодизацию  речевого развития ребенка, ученые выделяют следующие ступени: начало речи (от 0 до 1 года), развитие речи на 2-3 г. жизни, возраст «почемучек» (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 годы жизни). Уже  к  5-6 годам у ребенка  в запасе несколько тысяч слов и знание множества моделей построения предложений!  Именно с этого возраста и  начинается  сложнейший процесс восприятия информации, которую накопила наша цивилизация.  Этот процесс называется обучением, или образованием.  Не случайно под  образованием понимают структуру знаний, умений и навыков человека, полученных в результате учебы и практической деятельности. А в семантике древнего индоевропейского глагола учить смешались такие значения, как упражнять, укрощать, смирять, привыкать  и даже получать удовольствие.

Речь устная и   речь письменная

Наряду с термином человек говорящий существует и термин человек пишущий  (homo scribes):  ведь помимо устного слова, человек владеет также и письменной речью. Именно изобретение письма, начало которому было положено в Древнем Шумере еще в середине  IV тысячелетия до н.э.,   легло в основу человеческой цивилизации.  Устная речь сиюминутна, она всегда только «здесь, близко» и «сейчас». Иное дело передача информации с помощью письменного и печатного слова. Великий Галилей заявлял:  «При помощи письма можно записать  каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет».  Во временном плане письменное слово  простирается на тысячи лет назад, позволяя прочитать, к примеру,  древнеегипетский текст «Прославление писцов»: «Мудрые писцы… не строили из меди и из бронзы надгробий. Их пирамиды – книги поучений, их дитя – тростниковое перо, их супруга – поверхность камня… Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,  кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина. Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книги нужнее построенного дома, лучше гробниц  на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме…».

Для письма нет не только  временных  границ, но и пространственных. С возникновением интернета это  стало отчетливо ясно всем.   Письменный текст, преодолевающий время и пространство, главное средства общения, накопления, хранения и передачи знаний, он делает человека  информированным -  homo informaticus. А кто информирован, тот и вооружен.

Государственные деятели и  грамотность

Именно грамотность, устройство устной и письменной речи,  формирует наше государство. Не случайно  на первой странице   старинного учебника Магницкого «Арифметика», по которому учился еще  М.В. Ломоносов, была напечатана гравюра: восседающая на троне царица-грамматика в окружении ее придворных  арифметики, риторики, диалектики,  геометрии, астрономии, музыки.  Традиционно считалось, что в храм любой науки можно проникнуть только с помощью языка.

О языке, как правило, заботились самые известные  государственные деятели всех времен и народов. Цезарь, во времена которого  латинский язык, засоренный  варваризмами и устаревшими словами,  претерпевал трудности (образовался грамматический и лексический нормативный разнобой), считал  своей важнейшей задачей разработку единых норм латинского языка. Карл Великий пытался написать грамматику немецкого языка. Петр 1 ввел  новый  алфавит вместо древнеславянской азбуки, что послужило в России катализатором развития гражданской книги. В начале ХХ в. Временное правительство подготовила декрет  о реформе русской орфографии, упразднявшей нефункциональные буквы (например, Ѣ и Ъ в конце слов на согласную букву).  Этот Декрет одним из первых был подписан Лениным, и он же  предложил составить новый словарь русского языка  («от Пушкина до наших дней»).

Не случайно ректор МГУ  академик В.А.Садовничий на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы 4 июля 2012 года начал свое выступление с заявления о том, что «русский язык – самый важный школьный предмет. Потому что он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился, к математике или физике, истории или биологии».

Это, разумеется, очевидно, но на самом деле все обстоит достаточно печально.

 

Фразу «Учиться, учитса и учицца», вынесенную в заголовок статьи, интернет-сообщество упорно приписывает предыдущему министру образования России  А. Фурсенко. Этот «трагикомический» афоризм как нельзя более точно отражает ступени  катастрофического падения  в нашей стране грамотности как орфографической, так и функциональной,   или, если хотите, грамотности  интеллектуальной.  Хотя, конечно, данный факт не следует считать виной исключительно российской образовательной системы, попавшей под каток чудовищных опытов. Это скорее наша общая беда:  «болонизация»; сокращение в национальных республиках  уроков русского языка с 1200 до 700 часов;  ЕГЭ, натаскивающее учеников на форму, но не на содержание языкового знака; наконец, предполагаемое  объединение в одну дисциплину двух важнейших, участвующих в формировании национального сознания предметов, - «русский язык»  и «литература». 

Что еще нас ждет на этом пути на Голгофу?! С кем,  о чем и на каком языке  можно будет поговорить в России лет эдак через десять? Увы! – прогнозы весьма печальны, если сегодня  в качестве «литературного» аргумента на ЕГЭ по русскому языку  восемнадцатилетний, взрослый  по сути человек, размышляя о понятиях внешней и внутренней красоты,  пишет: «Вот также и в сказке «Гадкий утенок», когда он был цыпленком, его все оскорбляли, а ведь людей по внешности не судят». Да,  действительно, в России «возникла проблема изукавечивания русского языка»; «в этоге»  «сетеуация» получилась  «неодыкватная», которая демонстрирует падение «профезеонализма»,  отчего вполне можно впасть в «умоомраченье».

Конечно, можно смеяться над такими,  с позволения сказать,  перлами,  если бы не одно «но»: эти высказывания свидетельствуют о том, что   «энтилект»  постсоветских «подроздков» ниже плинтуса. О каком мышлении здесь может идти речь?!

Так, в наших СМИ сообщалось, что группа ребят,  найдя потерянную емкость со ртутью, стала ею… играть. Один – чистил зубы,  другая – красила ртутью ногти и веки. Естественно, все закончилось трагедией.  Эти подростки просто не знали, что ртуть – яд. Ибо они книг не читали, в школе практически не учились, научно-популярный журнал «Наука и жизнь», который в СССР издавался миллионными тиражами, им просто не знаком.  И вот в таком  «мордонизируемом» мире,  где «солнце вращается вокруг земли»,  где существует повесть  «Недоросль Фонвизович», роман Н. Горькина «Старуха Изегриль» (вариант Изергильд), повесть Гончарова «Собачье сердце», некий текст то ли «Плохо», то ли «Птаха»  (роман Ч. Айтматова «Плаха»), писатель Полесьев (Полевой + Маресьев), где Обломов встречается с другом Штирлицем, а Донки Хот  (Дон Кихот) борется за свободу  крестьян,  вот в этом абсурдном  и страшноватом мире и предстоит жить будущему поколению.

 

Состояние грамотности в современной России, или «PISA-шок»

«Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке», - иронизировала знаменитая Фаина  Раневская. Приведу всего два высказывания из интернета на эту тему, как нельзя более ярко характеризующие нынешнюю малограмотность.  Первое: «Вот вчера директор на доске рисовал нам схему работы и написал слово ПРИНЕМАЕТ  (через е), я аж испугалась, думала он описался. Но когда он второй раз написал так же, мне стало не по себе». И второе: «Раз уж на то пошло, я была в шоке, когда у своего свекра в телефоне прочла, что меня зовут Вираника».

Откуда  же берется безграмотность? Неужели – из рекламы, телевизора и интернета?  Можно сказать и так. Но если задуматься глубже и почитать книги умных людей, то можно сделать вывод -  нынешняя речь – это результат состояния общества, в котором потеряно уважение  и друг к другу, и к семейным ценностям, и к государству в целом.

Общественные перемены последней четверти века в России согнали с  высшей ступени социального пьедестала культурного, образованного человека и заставили восхищаться не грамотностью и образованностью, а богатством, умением «гламурно» выглядеть, показать себя зачастую наглым и циничным «хозяином жизни». В нашей стране  связная и богатая речь, свободное владение цитатами, знание вечных литературных образов, орфографическая точность  перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. Грамотность и образованность как ценности не пропагандируются, они остались, скорее всего, в виде пароля, по которому образованные люди узнают друг друга.

А ведь наша речь – это зеркальное отражение состояния общества. Еще Аристотель 2500 лет тому назад в знаменитой «Риторике» содержание и действенность речи связывал с общественным и государственным устройством. Он подчеркивал, что общества различаются в зависимости от того, как в них законом и обычаем организована речь, и что успех того или иного общества и государства находится в прямой зависимости от  форм речи. «Речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо, - писал он. Это свойство людей, отличающее их от остальных живых существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства».

Помимо указанных бед,  наша страна  перестала быть «библиоцентричной»: мы перестали читать.   А что такое читать? Русский философ Иван Ильин  отмечал: «Это не просто скользить по буквам, а уметь оживлять эти буквы, понимая мысль и смыслы, стоящие за этими буквами». И  далее подчеркивал, что  чтение  «развивает внутренние пространства души». 

Великий  библиотекарь и книговед Николай Рубакин напрямую связывал чтение и творчество:  «Чтение - только начало, творчество жизни - вот цель». А поэт Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции предложил приравнять нечтение к уголовному преступлению.

Но почему так важно именно чтение? Причем тут книги? Некоторые говорят: «Буду математиком или химиком – и книги мне не нужны!». А вот оказывается, что  очень нужны! Недаром  существует ходячее мнение, что  гениальный Эйнштейн открыл свою теорию относительности также и благодаря чтению… «Братьев Карамазовых» Достоевского.  Его поразило высказывание Ивана Карамазова,  восхищавшегося геометрами, которые себе позволили мечтать, что параллельные прямые где-то не пересекутся.

Это было еще в прошлом, ХХ веке. А  что же сегодня? А  сегодня, в начале ХХI века,   мы, некогда самое читающее в мире государство, сокращаем наше духовное пространство, превращаясь в страну невежественных  и косноязычных бездельников. Об этом, в частности,  свидетельствуют данные, полученные в ходе  участия нашей страны в  самом представительном международном исследовании учебных достижений — PISA (Programme for International Student Assessment), тестировавшем подростков по трем направлениям: математике, естествознанию и чтению, и проверяющем навыки функционального владения знаниями. PISA с высокой долей объективности характеризует качество школьных систем, определяя их типичные проблемы. Так вот,  в 2009 г. по результатам международного тестирования по чтению наши школьники (из 213 образовательных учреждений  45 субъектов РФ) показали результат ниже среднего мирового уровня, далеко отстав от учащихся из Кореи, Финляндии, Гонконга, Сингапура, занявших первые места. Старшеклассники смогли  расшифровать только верхний слой сообщения, заложенного в тексте, а то, что стояло глубоко за ним, то есть подтекстовую информацию, ребята из Турции, Чили описали и объяснили, а из России  – нет, показав (из 65 стран-участниц)  43-й результат.

Это означает, что наши школьники в основном поднялись до второго   (из пяти!) уровня читательской грамотности.  То есть  число 15-летних россиян, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по  другим странам-участницам – 81,4%). Таким образом, в России к самостоятельному обучению с помощью текстов готовы лишь 14,3%  учащихся (при 28,6% в среднем в странах-участницах), а вот ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях не могут  27%  учеников, или почти каждый третий (по сравнению с 19% в среднем по ОСЭР). Вот вам и ртуть в виде  помады и лака для ногтей!

Низкий уровень функциональной  грамотности означает, что  наши выпускники не умеют анализировать, раскрывать связи и отношения между смысловыми языковыми элементами предложенной информации,  следить за логикой изложения, способами доказательства и делать окончательные выводы.

Это  значит,  они не умеют использовать уже полученные знания, что у них плохо сформирована познавательная способность  и что в массе своей выпускники российских школ  не способны не только переносить освоенные ими операции на квалификацию других явлений, в другие ситуации, но и использовать их при  овладении другими учебными предметами.  Ведь чтение – основной инструмент в образовании. Без умения читать и понимать глубинный смысл текста человеку не поможет ни один самый «навороченный» компьютер!  А здесь речь идет  об информации, заложенной в  учебнике юриста, врача, моряка, летчика,  строителя, инженера ядерной электростанции;  речь идет о понимании  инструкции  или теста  для шофера, электрика, сантехника,  пожарного.  Так сказать,    налицо «PISA-шок!».

Когда подобный  «PISA-шок» испытала Германия, тут же в стране  была организована национальная программа поддержки чтения. Вот и в  Великобритании за последнее 20 лет уже дважды объявляли Год чтения.  В США, изучая связь образования и чтения,  в разных концах страны провели исследование и доказали, что существует прямая зависимость между количеством книг у ребенка на полке и его успеваемостью. Эта проблема у них  решается на уровне Конгресса, где возникла и поддерживается идея Большого чтения (The Big Read). Конечно, и в России  эта идея приветствуется (например, проводился отбор 100  «самых важных» книг для чтения). Однако уровень грамотности продолжает   неуклонно катиться вниз!

 

Кто виноват и что делать?

Бывший премьер Франции Жорж Помпиду в конце ХХ назвал  языковые проблемы самыми важными среди всех сложных и актуальных проблем современности. «Лингвистическая напряженность» существует в большинстве многоязычных стран, в том числе и в России. И на все это накладывается  катастрофическая ситуация, сложившаяся в гуманитарном секторе образования, что чревато сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культуры. 

«Не могу молчать!» - так в России всегда заявляли великие писатели, передовые ученые, интеллигенция  в «смутные времена». Именно  об этом говорится в заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ, которое было опубликовано в «Новой газете» 27.11.2012 г. Документ называется «О реформе образования, ее итогах и перспективах». По мнению авторов заявления, скверное положение дел - во многом результат политики Министерства образования.

Авторы заявления констатируют: катастрофа в гуманитарном сегменте произошла, «русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса». Причиной этого филологи называют не некомпетентность власти, а их сознательную и целенаправленную деятельность. В частности, упоминается Программа развития образования до 2020 года, недавно утвержденная правительством.

Такая политика обусловлена, по мнению филологов, рядом причин. Среди них они выделяют, например, «понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования», «стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования» и «давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств».

Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию гуманитарного образования в вузах, считают авторы заявления. Также в заявлении говорится о способах дискредитации гуманитарных вузов включением их в список «неэффективных», что наносит огромный урон репутации.

Я – филолог. Настоящий гимн нашей науке  принадлежит великому ученому, философу С.С. Аверинцеву. Вот что он писал. «Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач; но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека… филология есть „строгая“ наука, но не „точная“ наука. Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Одна из главных задач человека на земле — понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся „исчислению“ вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стоит перед каждым отдельным человеком, но и перед всей эпохой, перед всем человечеством. Чем выше будет строгость науки филологии, тем вернее сможет она помочь выполнению этой задачи. Филология есть служба понимания».

Что еще я могу сказать? Только одно: присоединиться к мнению  доктора филологических наук,  профессор Отделения славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли, заместителя директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заведующего  сектором истории русского литературного языка Виктора Марковича Живова:  «Из литературы, из классики люди учатся понимать друг друга, говорить о своих мыслях, чувствах, планах – обо всем! Это необходимая составляющая человеческого образования, общего, а не только гуманитарного. Без обращения к источникам гуманитарного знания не может быть полноценного образования».

 

 

 

 

Планы
Культура
Общество
История
Традиции
Документы
Архив статей
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

 

РОО "Собор русских Башкортостана"   г.Уфа,  ул. 50-лет Октября,  6/8     тел. 2-73-90-34       Е-mail: soborrusbash@mail.ru