Вспоминая
Свиридова
Субботним
вечером , 14 декабря, почитатели творчества замечательного
русского композитора Георгия Свиридова собрались в
библиотеке им. А.Валиди, чтобы отметить день рождения
(3декабря 1915 года) этого удивительного человека. Вечер
памяти композитора был организован Башкортостанским филиалом
Российского фонда культуры, Уфимским городским обществом
краеведов им. Ф.Ахмеровой под председательством Гюльнары
Иксановой.
О жизненном пути и вехах творчества Свиридова поведала
собравшимся краевед Валентина Воеводина. Она подробно
остановилась на важнейших этапах становления музыканта и его
наиболее значительных произведениях.
Рожденный в простой семье в небольшом провинциальном городке,
Свиридов сумел достичь вершин музыкального мастерства и
оставить яркий след в мировом музыкальном искусстве. Учился
Свиридов сначала в Куске, а затем в Ленинградской
консерватории под руководством профессоров П.Б. Рязанова и
Д.Д. Шостаковича. Творчество композитора тесно связано с
поэзией. Это — Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Бернс и
Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, Твардовский,
Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции.
Жанровые интересы Свиридова широки. Но наиболее полно талант Свиридова,
проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже
сказалась особенность его русского дарования!), сначала в
камерной — романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже
40-50-х годов и далее, — и в вокально-симфонических жанрах —
оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки.В
трудных военные годы композитор написал ряд массовых песен
для Ленинградского академического театра драмы имени А.
Пушкина, музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к
«Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира.
Он создал оперетту «Раскинулось море широко» — первую
музыкальную комедию героического содержания. Особо отметила
Валентина Александровна , что главной темой в творчестве
композитора была тема Родины, ее судеб, и она звучит в
эпических произведениях: вокально-симфонических "Поэме
памяти Сергея Есенина" (1956), "Патетической оратории"
(1959), "Курских песнях" (1964); "Пушкинский венок" для хора
с оркестром (1979), сюита "Время, вперед!" (1965), "Метель"
(музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина, 1974) для
оркестра, музыка к спектаклям (в том числе "Царь Федор
Иоаннович" А.К. Толстого, 1973) и фильмам.
Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я
хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о
вещах сложных и серьезных».Далее выступил краевед Анатолий
Крюков. Он напомнил, что композитор Георгий Свиридов имеет
прямое отношение и к Башкортостану. В годы Великой
Отечественной войны композитор вместе с Ленинградским
военным училищем воздушного наблюдения, оповещения и связи
Красной Армии находился в эвакуации в старинном башкирском
городке Бирске. Именно об этом и о том, как были найдены
подтверждающие этот факт документы, рассказал участникам
встречи Анатолий Александрович. И еще о том, что по
настоянию Национального Свиридовского фонда по Башкортостану
и бирской администрации в 2005 году на здании, где
размещалось училище, открылась памятная доска.
О своем впечатлении об услышанном поделился управляющий делами
Собора русских Башкортостана Виктор Афанасьев, отметивший
уникальность творчества "последнего русского
композитора-классика".
На вечере прозвучала музыка Свиридова, а также было показаны
фрагменты из фильма о Свиридове и последнее интервью с
композитором.
Елена Замрий,
председатель уфимского отделения
Межрегионального Шаляпинского центра
|