Потёмки душиПсихические
срывы как неотъемлемая часть современной цивилизации
В
США трагедии, подобные произошедшей в московской школе 263,
– почти повседневное явление, и поэтому американцам уже
легче переносить каждую из них. Мы же только вступаем по
данному показателю на цивилизованный путь. В особенностях
этого пути и нужно, видимо, искать разгадку случившегося.
Первый и любимый вопрос в таких ситуациях: кто виноват?
Ответы всегда конкретны: родители и педагоги, охранники,
компьютерные игры. Второй, столь же популярный вопрос: что
делать? И здесь ответы предсказуемы: провести расследование,
ужесточить нормы и правила жизни детей (как свидетельство их
цивилизованности), увеличить штат охранников, поставить
механические средства контроля. Всё стандартно и всё извне.
Душевная жизнь подростков остаётся «в потёмках».
Сущностная особенность современной цивилизации в приоритете
внешнего над внутренним. Поэтому мы всё спасительное для
себя ищем во внешнем мире. Отсюда и главный критерий оценки
цивилизованности человека – его внешняя успешность! В нашем
мире индивид утратил ценность как обладатель истинно
человеческих качеств – совестливости, сострадательности,
душевности, сердечности. Переживания и духовно-нравственные
качества человека никому не интересны, важны только его
статусные достижения: как учится, где работает, сколько
получает.
Даже родители, с их святым призванием понимать и любить своё
дитя в его внутренней ипостаси, нынче всё чаще оказываются в
плену этой губительной для душевного мира их ребёнка
тенденции. Дети уже не имеют права на поражение – в учёбе,
конкурсах, спорте, работе. Проигрывая даже в обычных играх,
они впадают в прострацию, истерику и готовы ответить
обидчику любым, самым неадекватным действием. Или идут на
аутоагрессию. Девочка-отличница, получив непривычную для
себя «четвёрку», может, придя домой, повеситься, а
подросток, неудачно выступивший в математическом конкурсе,
выброситься из окна.
Современная действительность учит ребёнка чему угодно,
только не вниманию к своей душевной первосущности. Она
нивелирует каждого отдельного индивида, будто уподобляя его
техническим стандартам. Нынешнему глобальному обществу,
более чем какому-либо прежнему общественному устройству,
необходима нивелировка людей по единым, уже мировым,
стандартам. Это общество возможно только как состоящее из
стандартных единиц.
Александр Сергеевич Пушкин в трагедии «Борис Годунов»
показывает историю как процесс непрерывного искажения
Божьего замысла о человеке. Будто по замыслу кого-то
другого, в нём неуклонно подавляется всё исконно
человеческое, в том числе способность слышать свою совесть,
сострадать, наконец, полноценно любить. То же происходит и в
каждой индивидуальной истории. Дети раннего возраста – до
вмешательства социализации в их внутренний мир – предельно
естественны, искренни в поведении и общении. Они полностью,
без каких-либо ограничений, открыты людям.
Но процесс социализации беспощаден. «Кнутом нужды» он
заставляет ребёнка меняться в ту сторону, которая обеспечит
ему успешное существование в рамках уже организованного по
определённым правилам общества. Бесконечный океан его
потенциальных возможностей оказывается в «прокрустовом ложе»
одного варианта понимания бытия. Всё необычное, выпадающее
из ряда, значит, излишнее, незаметно, но безжалостно
вытесняется из сознания. Взрослые буквально затаскивают
ребёнка (через слёзы, отчаянные протесты, глубочайшие
внутренние кризисы) – как в нечто чуждое – в мир
окончательных знаний и логического мышления. Непрерывное и
всеобъемлющее давление извне вынуждает «ориентироваться на
других», стремиться прежде всего к гармонии с окружающими,
действовать как все и даже думать как все.
Американский писатель и педагог Дж. Гатто в книге «Фабрика
марионеток. Исповедь школьного учителя» называет современную
педагогику теорией и практикой геноцида детскости. А
конечным результатом такого геноцида считает подавление Бога
во внутреннем мире ребёнка и его «сделку с сатаной».
И это – характеристика школьной подготовки не только в США,
но во всех странах, использующих западные стандарты
образования.
Стремясь вписаться в цивилизованные нормы, дети вынуждены
лгать себе (своему внутреннему «Я») и «ломать комедию» перед
взрослыми – разыгрывать роли, всеми силами стремиться
произвести впечатление, старательно подбирать слова,
контролировать проявление чувств. Поэтому на пороге
взрослости уже редко удаётся встретить естественные эмоции,
лучистые, светлые взгляды. Чаще – озабоченность,
растерянность, равнодушие. Или истерическую весёлость,
слащавую неестественную улыбку. Нормальные эмоциональные
реакции всё чаще заменяются аффектами – вспышками
раздражительности, истеричности, враждебности. Причём чем
лучше ребёнок усваивает навязываемые ему нормы – например,
стремится быть отличником, – тем с большей вероятностью он
оказывается в зоне такой реактивности.
Под покровом усвоенных норм неизбежно никнет от бездействия
активность «духовного инстинкта», как следствие, умолкают
совесть, способность к самоконтролю, внутренняя
ответственность. Поэтому множатся немотивированные расстрелы
людей на улицах, в офисах и школах, кровавые разборки между
автомобилистами, острейшие конфликты между соседями,
супругами, родителями и детьми. По данным Института
психологии РАН, в России 80% убийств совершается в состоянии
спонтанной агрессивности, без злого умысла и корысти.
Бездушный казённый мир наполнен скрытой энергией скандалов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть новостные
программы любого дня. Всюду вражда, ненависть, ложь,
страдания.
Нетрудно заметить, что ориентация на предельно упорядоченное
поведение и внешнюю успешность и подверженность
расстройствам идут нога в ногу. И чем дальше мы движемся по
ступеням рациональной цивилизации, тем в большей мере эта
связь проявляется. ХХ век дал не только впечатляющие прорывы
в технике, образовании, но и столь же впечатляющее
нарастание числа психических и физических болезней, разного
рода фобий и комплексов, а также неожиданные срывы у
вроде бы вполне нормальных людей. Причём ареной для таких
срывов опять же чаще, судя по последним исследованиям
ЮНЕСКО, становятся наиболее цивилизованные страны – США,
Англия, Япония.
Уровень тревожности современных студентов и школьников в
пять раз выше того, что был у их сверстников даже во времена
Великой депрессии. Таков вывод группы американских
исследователей, проанализировавших почти 80 тысяч анкет,
которые заполняли школьники и студенты с 1936 по 2007 год.
Тревожные и депрессивные расстройства всё чаще становятся
спутниками процесса вхождения молодёжи в жизнь. Почти нормой
для развитых стран стал приём детьми антидепрессантов.
Миллионы детей предпочитают стать беспризорниками, и никакая
сила не способна вернуть их в логически обустроенное бытие.
Предельным выражением общих тенденций, связанных с
нарастающим давлением повседневных зависимостей и духовным
искажением, являются быстро набирающие популярность
суициды. Жизнь вроде бы становится благополучнее, а жить
не хочется. Психоаналитик А. Адлер называл самоубийство
«высшей степенью защиты» от неудовлетворённости
действительностью и ещё больше – от своей внутренней
неустроенности». Даже смерть может видеться человеку
укрытием от переживания жизненной неадекватности и связанных
с нею душевных невзгод.
Частота обращения людей к суицидам – наглядный показатель
того, как они чувствуют себя в реальной жизни, насколько
соответствует происходящее вокруг них (и с ними) сугубо
внутренним запросам и интересам. В этом отношении весьма
показательна динамика популярности суицидов среди россиян в
ХХ веке. В 1915 г. на 100 тыс. населения приходилось 3,4
самоубийства; в 1990 г. – 26,4; в 1999 г. – 39,4. По данным
Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, в
настоящее время убивает себя почти 60 человек из 100 тыс.
населения. Этот показатель уже превысил число случайных и
криминальных убийств и примерно в два раза – число
погибающих в дорожно-транспортных происшествиях.
Наиболее интенсивно растёт число самоубийств среди молодых
людей в возрасте до 24 лет. 20% общего числа самоубийств
приходится на детей и подростков. Для многих из них такая
форма протеста против чуждой жизненной атмосферы оказывается
сегодня чуть ли не единственно доступной и поэтому
становится всё более распространённой. И это – острейшая
проблема практически всех развитых стран мира. Проведённое в
США обследование четырнадцатилетних подростков показало, что
около половины из них временами чувствуют себя настолько
несчастными, что готовы бросить всех и всё. Каждый десятый
думает о самоубийстве. В Европе наиболее высокий уровень
суицидов имеют вполне благополучные в
социально-экономическом отношении Голландия, Англия,
Швейцария.
Известно, что «стрелок» из школы № 263 хотел узнать, «что
такое смерть» и «есть ли жизнь после смерти». В характерном
для современной цивилизации материально-атеистическом
восприятии мира всё у человека на земле начинается и на
земле заканчивается. Нет Царства Небесного, нет Страшного
суда, нет рая и ада. При таком понимании жизни можно с
лёгкостью идти на убийства и самоубийство. Перестрелял, к
примеру, десяток «вредных» коллег (учителей и
одноклассников), потом застрелился сам. Распространённый
нынче способ решения всех проблем сразу.
Многое удалось рациональной цивилизации в деле оккупации
внутреннего мира человека. Однако он так не стал полностью
«исчислимым», действующим только по правилам
технизированного бытия. И сегодня наш современник, подобно
героям Достоевского из века XIX, то стремится к порядку,
стабильности, «сытости без хлопот», то рвётся,
«раздирая себя в кровь», из-под гнёта постоянной
необходимости поступать строго определённым образом.
Избыток упорядоченности – самый страшный враг (и ад) чему-то
подлинно человеческому в человеке. Он неизбежно приведёт к
обвальному нарастанию психических срывов (расстройств),
наркомании, суицидов. Собственно, скатывание в эту бездну
уже началось. И такая «чума» будет страшнее всех других
эпидемий, вместе взятых. Она подорвёт саму основу жизненной
устойчивости человечества.
Виктор ПЕТРОВ,
психолог
|