БИЛИНГВИЗМ В ТАТАРИИ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Проблема формирования двуязычья в Республике Татарстан была поставлена на повестку дня в начале 1990-х годов. Хронологически первым документом стал, принятый 8 июля 1992 г. Верховным Советом Республики Татарстан закон «О языках народов Республики Татарстан» (в редакции 28.07.2004 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»). Согласно статье 9 этого закона «татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах»[1], В ноябре этого же года была принята Конституция РТ, согласно которой государственными языками РТ являются татарский и русский языки[2].
Поскольку изучение татарского языка находилось на слабом уровне (в школах не хватало учителей, не было в достаточном количестве учебников и пособий) в целях реализации принципа данного Закона Кабинетом Министров республики было принято Постановление «О первоочередных мерах по выполнению Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» (1992 г.) и разработана Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в 1994 и на 2004 -2013 гг. Все эти программные документы оказывают поддержку в первую очередь развитию татарского языка, что наглядно продемонстрировали руководители бюджетных учреждений, установившие 15-ти процентную надбавку к окладам работников за знание русского и татарского языков[3]. Нетатарское население республики в этой ситуации было сориентировано на необходимость знания татарского языка, при этом руководство республики принимало меры по усилению его значимости.
С 1989/90 учебного года изучение татарского языка вводится во всех ПТУ и техникумах, а с 1991/92 учебного года для всех учащихся русскоязычных школ независимо от национальности и желания учащихся, в это же время открываются новые типы татарских учебных заведений – лицеи и гимназии.
Проблема, связанная с расширением функций татарского языка и образования на татарском языке, нашла свое закрепление в «Концепции развития татарского просвещения», которая пересматривалась несколько раз – в 1991, 1995 и в 1997 гг. [4]Результатом принятой концепции стало сначала увеличение количества часов на преподавание татарского языка, а затем и резкое увеличение татарских школ.
Ведение в школах преподавания татарского языка в равных с русским языком объемах было осуществлено за счет уменьшения часов на преподавание русского языка. Количество часов на изучение русского языка, по сравнению с другими регионами РФ, было сокращено в два раза.
В настоящее время по программам школ с русским языком обучения предусмотрено изучение русского языка (не углубленно) в 1-4 классах – суммарно 675 часов, в 5-9 классах – 735 часов. В школах с родным нерусским языком – в 1-4 классах 439 часов, в 5-9 классах – 630 часов. В Республике Татарстан по данным, представленным МОиН РТ, в 1-4 классах объем часов составляет 405 часов, в 5-9 классах – 490 часов.
Таблица 1
Недельная нагрузка по русскому языку в начальной и средней школе в различных типах школ [5]
|
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
Образовательные учреждения с русским языком обучения |
55 |
55 |
55 |
55 |
66 |
66 |
44 |
33 |
22 |
Образовательные учреждения с родным не русским языком обучения |
33 |
44 |
33 |
33 |
44 |
44 |
44 |
33 |
33 |
Образовательные учреждения Республики Татарстан |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
22 |
Таким образом, количество часов, отводимых на изучение русского языка в русскоязычных школах Республики Татарстан, даже меньше, чем в школах с родным нерусским языком обучения в других регионах Российской Федерации.
Кроме того, в школах был введен национально-региональный компонент. Сегодня курс «География Татарстана» в 8–9 классах занимает от 15 до 20% учебного времени, отведенного на географию. Введение курса «Истории Татарстана» потребовало от 25 до 50% всех учебных часов, отведенных на изучение истории, а с 2005-2006 учебного года в школьную программу был введен курс «Казановедение»; в ряде школ раздел «Страноведение» в курсе иностранного языка осуществляется также на примере истории Татарстана. Сегодня национально-региональный компонент в системе образования Татарстана составляет 25% от общего числа изучаемых предметов в средней общеобразовательной школе.
Введение регионального компонента в школах потребовало новых специалистов. С этой целью в Казанском государственном педагогическом университете были открыты новые специальности – «Татарский язык, литература и история Татарстана», «Русский язык, литература и английский язык в национальной школе», «Английский и турецкие языки», «Английский и арабские языки». На проблему подготовки национальных кадров большое внимание стали обращать в Казанском федеральном университете. Факультеты татарского, восточного языков, истории, механико-математический, филологический, естественно-географический начали готовить кадры для обучения новым предметам в общеобразовательных и национальных школах, так же было увеличено число студентов обучающихся на этих факультетах.
Таблица 2
Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку в РТ и в среднем по РФ
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
РФ |
50 |
50 |
49,1 |
55,4 |
57,2 |
58,2 |
60 |
61,5 |
РТ |
48,5 |
46,2 |
49, 2 |
53,5 |
54, 2 |
58,0 |
62,4 |
64,3 |
В 2009 г. экзамен по русскому языку в РТ не сдали 5,6% от общего количества выпускников, в то время как в среднем по России – 2,4%, в 2010 г. в РТ таких уже было только 2,3%, а в среднем по РФ – 1,5%.
Напрашивается вопрос: За счет чего достигаются улучшение показателей по русскому языку по сравнению со средними по России при минимальном количестве часов на его изучение в республике?
Как известно чудес не бывает, поэтому, на наш взгляд, здесь используются два ресурса – финансовый и административный.
Дело в том, что низкие результаты ЕГЭ по русскому языку не позволяют школьникам претендовать на поступление в престижные вузы, поэтому родители нанимают репетиторов, оплачивая недостающие часы из своего бюджета. Кроме того, используется административный ресурс Министерства образования и науки РТ. 17 марта 2009 г. министром образования и науки Республики Татарстан был назначен А.Х. Гильмутдинов. В 2009 г. он, видимо, не смог проконтролировать результаты ЕГЭ, но уже в 2010 г. произошло резкое улучшение их результатов по сравнению с общероссийскими (хотя в других регионах России русский язык изучается в объемах, вдвое превышающих его долю в учебных планах общеобразовательных школ РТ).
До 2008 г., пока сдача ЕГЭ не стала обязательной, снижение уровня знаний по русскому языку не сказывалось на возможностях большинства абитуриентов поступать в вузы, да и в 2008 г. еще действовало правило «плюс один балл», если работа была написана на неудовлетворительную оценку. В 2009 г. ЕГЭ впервые проводился во всех регионах России как единственный и обязательный экзамен. Вузы, включая и МГУ, принимали абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Правило «плюс один балл» было отменено, аттестат получали лишь выпускники, сдавшие ЕГЭ на положительную отметку, при этом была дана возможность одной пересдачи, которая в 2011 г. была отменена.
Дисбаланс в языковой политике РТ с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) проявился в слабом знании русского языка среди выпускников общеобразовательных учреждений. Результаты ЕГЭ заставили признать необходимой совместной с учеными вузов работу по выявлению, поддержке и развитию способных одаренных детей по русскому языку и литературе с целью подготовки учащихся к участию во всероссийских конкурсах и на олимпиадах, что нашло свое закрепление во второй программе «Русский язык в Татарстане».
После принятия в 2001 г. федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005 гг. Кабинет Министров РТ принял республиканскую целевую программу «Русский язык в Татарстане» на 2001 – 2005, а затем на 2006-2010 годы. Главной целью республиканской программы являлось обеспечение активного развития и функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан на основе паритетности с другим государственным языком – татарским – в условиях полиэтнической среды в контексте культуры.
Первая программа предусматривала расширение сети русских гимназий и школ с углубленным изучением русского языка, решение о создании которых было принято на заседании Казанского Городского Совета народных депутатов еще в октябре 1997 г. На 1 сентября 2012 г. в республике официально числится 16 школ с русским этнокультурным компонентом. В настоящее время принята новая республиканская целевая программа «Русский язык в Татарстане» на 2011-2015 гг.
В рамках стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы разрабатывается поликультурная образовательная модель Татарстана «Килəчəк» («Будущее»). В первоначальном варианте данной программы в разделе, где была дана динамика развития национального образования в РТ (развитие татарских, чувашских, марийских и мордовских школ), школы с русским этнокультурным компонентом даже не были упомянуты. Лишь после публичный критики данный раздел был внесен в проект новой программы «Русский язык в Татарстане на 2011-2015 гг.
30 января 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности», однако на государственном уровне в Республике Татарстан данное мероприятие не проводилось. Силами общественных объединений Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги в эти дни в школах, клубах, дворцах культуры, библиотеках, музеях и этих городов организуются «Праздники русской словесности», выставки старинных и современных книг, научные конференции для старшеклассников, концерты духовной музыки, богослужения и песнопения.
Ситуация с преподаванием русского языка и финансовые затраты подвигли родителей на создание на портале mail.ru в разделе «Мой мир» блога «Русский язык в школах Татарстана». За два года обсуждений на нем зарегистрировалось более 15 тысяч человек и насчитывается более миллиона посещений. Осенью 2010 г. был организован сбор подписей под письмом Президентам Российской Федерации и Республики Татарстан. В феврале-марте 2011 г. прошли три встречи представителей Интернет-сообщества и руководства Общества русской культуры Республики Татарстан с министром образования и науки РТ А. Гильмутдиновым. Однако данные встречи закончились ничем, поскольку позиция министра была непоколебима. По его словам, с преподаванием русского языка в Татарстане все нормально и ничего менять не нужно.
Следующим шагом в развитии конфликта было проведение публичных акций в защиту русского языка. 26 апреля 2011 г. напротив Министерства образования и науки был проведен митинг в защиту русского языка собравший более двухсот родителей и представителей общественности. В поддержку требований митинга прошли пикеты в Наб. Челнах и в Уфе. Всего было собрано более 400 подписей под обращениями в адрес Президентов РФ и РТ, в Минобрнауки РФ, Рособрнадзор и Прокуратуру РФ.
9 июня 2011 г. русские и русскоязычные родители татарстанских школьников организовали у Госсовета Татарстана пикет под лозунгом «Верните детям право изучать родной русский язык». На этот шаг их вынудило нежелание властей республики дать их детям возможность изучать русский язык в том объеме, в каком его изучают в большинстве других субъектов федерации.
Решение проблемы было поручено Премьер-министру Республики Татарстна И.Ш. Халикову, который провел с инициаторами кампании по защите русского языка две встречи. Итогом этих встреч стал протокол № ИХ-12-215 от 7.07.2011, где Министерству образования и науки было предложено «представить в Кабинет Министров предложения о возможности дополнительного изучения русского языка в соответствии с запросами родителей учащихся в рамках действующих образовательных стандартов и подготовить предложения по переводу на русский язык и дополнительному изданию известных произведений татарской литературы, включения их в школьную программу по литературе…»[6].
Родители оценивают эти меры как паллиативные и долговременные, их реализация предполагается в течение 2-3 лет, что принципиально не изменит ситуацию с преподаванием русского языка в школах Республики Татарстан.
В целом, характеризуя особенности развития русского языка в системе образования Республики Татарстана в рамках современной языковой политики, можно отметить следующее:
Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального государства являлся для многих этносов проводником в мировую культуру и науку, он выступал и выступает частью интеллектуального потенциала всех народов живущих в России. Российская Федерация от советского общества по наследству получила сформировавшуюся русскоязычную общность, которая значительно превышает собственно русский этнос. По данным социологических исследований, более чем для 20 процентов этнических татар в РТ русский язык является родным, сюда можно прибавить этнически смешанные семьи. С учетом того, что около 40% населения республики – русские, русский язык является родным более чем для половины населения республики.
Суверенизация Республики Татарстан стимулировала обсуждение, а впоследствии и принятие законодательных мер в поддержку развития языков народов Татарстана, на деле же приоритет был отдан татарскому языку.
Таблица 3
Государственные общеобразовательные учреждения по языку обучения /*
|
1997/1998 |
2000/01 |
2003/04 |
2007/08 |
2010/11 |
Общеобразовательные из них на: |
/2505 |
2454/2506 |
2402/2508 |
2209/ |
|
татарском |
/1256 |
1141/1214 |
1127/1213 |
1028/ |
997 |
чувашском |
/140 |
48/148 |
33/145 |
34/ |
118 |
удмуртском |
/40 |
16/45 |
14/45 |
11/ |
37 |
марийском |
/20 |
10/23 |
9/22 |
5/ |
/20 |
мордовском |
/4 |
1/5 |
1/4 |
1/ |
/5 |
русском (*) |
/- |
811/- |
825/8 |
769/47 |
387/16 |
* Общеобразовательные учреждения с родным компонентом содержания образования
В условиях приоритетной титульно-языковой политики русский язык, тем не менее, остается лидирующим во многих сферах жизнедеятельности татарстанцев: бизнесе, делопроизводстве, науке (естественной и обществоведческой), среднем и высшем образовании.
Несмотря на введение татарского языка в обязательную школьную и вузовскую программы, татарский язык не стал актуальным для большинства татарстанцев. Способных его использовать на работе среди русских РТ в конце 1990-х годов было всего 0,4%[7]. Наше исследование показало, что татарский язык, как наиболее важный, выделяют 4,7 % из числа опрошенных русских студентов и 0,8 % школьников (среди татар этот показатель составляет соответственно 4,2 % и 2,7 %). Из двух государственных языков РТ учащаяся молодежь в большей степени отдает предпочтение изучению русского языка. Однако, по сравнению с официальными языками РТ, наиболее необходимым для дальнейшей жизни, по мнению учащейся и студенческой молодежи, является английский язык как язык международного общения[8].
Таблица 4
Наиболее важные для изучения языки
Языки |
Студенты |
Школьники |
||
Русские |
Татары |
Русские |
Татары |
|
Русский |
70 (30,3%) |
117 (35,2%) |
115 (45,1%) |
100 (45,0) |
Татарский |
11 (4,7%) |
14 (4,2%) |
2 (0,8%) |
6 (2,7%) |
Английский |
110 (47,2%) |
162 (48,8%) |
138 (54,1%) |
116 (52,3%) |
Другие |
42,0 (18,0) |
39,0 (11,7%) |
- |
- |
всего |
233 (100%) |
332 (100%) |
255 (100%) |
222 (100%) |
Несмотря на усилия республиканских властей, значимость языка в регионе определяются в первую очередь социальной потребностью в нем. Наши исследования подтверждают, что государственный статус русского языка, его роль в приобщении к западной культуре, успешная языковая адаптация в системе образования и науки для народов Татарстана являются более востребованными факторами, чем региональная языковая политика, актуализирующая значимость татарского языка. Недостаточные объемы преподавания русского языка в школах республики снижают общую грамотность населения, а неуверенное владение письменным русским языком снижает интерес к художественной и научной литературе, препятствует получению качественного высшего образования.
Тенденции в образовательной политике позволили экспертам из Министерства образования и науки РФ сделать вывод о том, что ряд республик в составе РФ (в том числе, Татарстан) использовали системы национального образования в качестве инструмента этнической мобилизации молодежи для достижения лежащих вне школы дивергентных национально-политических целей[9]. Новая Концепция национальной образовательной политики РФ констатирует: «…принятый компонентный принцип организации содержания образования создал условия для … автономизации регионального (национально-регионального) компонента, установления его приоритетности по отношению к федеральному, понижения уровня его связи с русским языком и культурой, превращения образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным (региональным компонентом), с обучением на родном (нерусском) и русском языках, в инструмент этнической мобилизации…»[10].
Статус русского языка как государственного, межнационального и как родного языка русского народа – самого многочисленного народа Российской Федерации предъявляет высокие требования к его изучению, овладению его структурой и нормами, умению пользоваться во всех сферах жизни общества. Поэтому, обращая внимание на проблему чрезмерно расширенного регионального компонента, обязательного изучения татарского языка, введение которого не устраивает многих родителей и учащиеся из нетатарских семей[11], мы считаем проблему развития и изучения русского языка в Татарстане не просто актуальной, но и требующей безотлагательного решения.
А.Л. Салагаев (доктор соц. наук, проф, зав. каф. КНИТУ)
[1] О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан (закон от 8.07.1992 г. в ред. Закона РТ от 28.07.2004 № 44-ЗРТ) // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 6. Ст. 80; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1996. № 4. Ст. 100.
[2] Конституция Республики Татарстан // http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar.
[3] Девис, Г. Медиа, языковая политика и культурные изменения в Татарстане: исторические versus прагматические требования государственности / Г. Девис, Ф Хэммонд, Л.Р. Низамова // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. /Под ред. С.А. Ерофеева и Л.Р. Низамовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.
[4] См.: www.RCMKO.RU. Республиканский центр мониторинга качества образования МО и НРТ.
[5] Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции от 3.06.2011 г. № 1994); Об утверждении базисного и примерных учебных планов на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан реализующих программы начального и основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РТ от 2.08.2011 г. № 3934/11.
[6] Протокол встречи с представителями Общества русской культуры Республики Татарстан 7.07.2011 № ИХ-12-215.
[7] Бондаренко Е.А. Отчет по результатам обследования этнонациональной идентичности населения и сферы культурного и медиа-потребления в Татарстане // Постсоветская культурная трансформация и этничность в Татарстане 1990-х гг. /Под ред. Ерофеева и Л.Н. Низамовой. Казань, 2001. С. 243.
[8] Исследование проводилось в рамках российско-финского проекта «Национальное самосознание и межнациональные отношения глазами молодежи современной России», 2010 г. при участии авторов.
[9] Мухарямова Л.М. Татарское национальное образование в этносоциологических курсах / Л.М. Мухарлямова, И.Б. Кузнецова-Моренко, Р.Г. Петрова, А.Р. Андреева // Этносоциологические исследования в Республике Татарстан: Сб. науч. статей / Сост. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. Казань, 2008. С.142-143.
[10] О концепции национальной образовательной политики РФ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.08. 2006 г. №201.
[11] См. напр.: Мачнева О. Папа-юрист – снова герой дня //Вечерняя Казань. 2004. 1 октября.