На главную            

БИЛИНГВИЗМ В ТАТАРИИ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

                                                                                             

 

Проблема формирования двуязычья в Республике Татарстан была поставлена на повестку дня в начале 1990-х годов. Хронологически первым документом стал, принятый 8 июля 1992 г. Верховным Советом Республики Татарстан закон «О языках народов Республики Татарстан» (в редакции 28.07.2004 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»). Согласно статье 9 этого закона «татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах»[1], В ноябре этого же года была принята Конституция РТ, согласно которой государственными языками РТ являются татарский и русский языки[2].

Поскольку изучение татарского языка находилось на слабом уровне (в школах не хватало учителей, не было в достаточном количестве учебников и пособий) в целях реализации принципа данного Закона Кабинетом Министров республики было принято Постановление «О первоочередных мерах по выполнению Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» (1992 г.) и разработана Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в 1994 и на 2004 -2013 гг. Все эти программные документы оказывают поддержку в первую очередь развитию татарского языка, что наглядно продемонстрировали руководители бюджетных учреждений, установившие 15-ти процентную надбавку к окладам работников за знание русского и татарского языков[3]. Нетатарское население республики в этой ситуации было сориентировано на необходимость знания татарского языка, при этом руководство республики принимало меры по усилению его значимости.

С 1989/90 учебного года изучение татарского языка вводится во всех ПТУ и техникумах, а с 1991/92 учебного года для всех учащихся русскоязычных школ независимо от национальности и желания учащихся, в это же время открываются новые типы татарских учебных заведений – лицеи и гимназии.

Проблема, связанная с расширением функций татарского языка и образования на татарском языке, нашла свое закрепление в «Концепции развития татарского просвещения», которая пересматривалась несколько раз – в 1991, 1995 и в 1997 гг. [4]Результатом принятой концепции стало сначала увеличение количества часов на преподавание татарского языка, а затем и резкое увеличение татарских школ.

Ведение в школах преподавания татарского языка в равных с русским языком объемах было осуществлено за счет уменьшения часов на преподавание русского языка. Количество часов на изучение русского языка, по сравнению с другими регионами РФ, было сокращено в два раза.

В настоящее время по программам школ с русским языком обучения предусмотрено изучение русского языка (не углубленно) в 1-4 классах – суммарно 675 часов, в 5-9 классах – 735 часов. В школах с родным нерусским языком – в 1-4 классах 439 часов, в 5-9 классах – 630 часов. В Республике Татарстан по данным, представленным МОиН РТ, в 1-4 классах объем часов составляет 405 часов, в 5-9 классах – 490 часов.

 

 

Таблица 1

Недельная нагрузка по русскому языку в начальной и средней школе в различных типах школ [5]

 

11

22

33

44

55

66

77

88

99

Образовательные учреждения с русским языком обучения

55

55

55

55

66

66

44

33

22

Образовательные учреждения с родным не русским языком обучения

33

44

33

33

44

44

44

33

33

Образовательные учреждения Республики Татарстан

33

33

33

33

33

33

33

33

22

 

Таким образом, количество часов, отводимых на изучение русского языка в русскоязычных школах Республики Татарстан, даже меньше, чем в школах с родным нерусским языком обучения в других регионах Российской Федерации.

Кроме того, в школах был введен национально-региональный компонент. Сегодня курс «География Татарстана» в 8–9 классах занимает от 15 до 20% учебного времени, отведенного на географию. Введение курса «Истории Татарстана» потребовало от 25 до 50% всех учебных часов, отведенных на изучение истории, а с 2005-2006 учебного года в школьную программу был введен курс «Казановедение»; в ряде школ раздел «Страноведение» в курсе иностранного языка осуществляется также на примере истории Татарстана. Сегодня национально-региональный компонент в системе образования Татарстана составляет 25% от общего числа изучаемых предметов в средней общеобразовательной школе.

Введение регионального компонента в школах потребовало новых специалистов. С этой целью в Казанском государственном педагогическом университете были открыты новые специальности – «Татарский язык, литература и история Татарстана», «Русский язык, литература и английский язык в национальной школе», «Английский и турецкие языки», «Английский и арабские языки». На проблему подготовки национальных кадров большое внимание стали обращать в Казанском федеральном университете. Факультеты татарского, восточного языков, истории, механико-математический, филологический, естественно-географический начали готовить кадры для обучения новым предметам в общеобразовательных и национальных школах, так же было увеличено число студентов обучающихся на этих факультетах.

Таблица 2

Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку в РТ и в среднем по РФ

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

РФ

50

50

49,1

55,4

57,2

58,2

60

61,5

РТ

48,5

46,2

49, 2

53,5

54, 2

58,0

62,4

64,3

 

В 2009 г. экзамен по русскому языку в РТ не сдали 5,6% от общего количества выпускников, в то время как в среднем по России – 2,4%, в 2010 г. в РТ таких уже было только 2,3%, а в среднем по РФ – 1,5%.

Напрашивается вопрос: За счет чего достигаются улучшение показателей по русскому языку по сравнению со средними по России при минимальном количестве часов на его изучение в республике?

Как известно чудес не бывает, поэтому, на наш взгляд, здесь используются два ресурса – финансовый и административный.

Дело в том, что низкие результаты ЕГЭ по русскому языку не позволяют школьникам претендовать на поступление в престижные вузы, поэтому родители нанимают репетиторов, оплачивая недостающие часы из своего бюджета. Кроме того, используется административный ресурс Министерства образования и науки РТ. 17 марта 2009 г. министром образования и науки Республики Татарстан был назначен А.Х. Гильмутдинов. В 2009 г. он, видимо, не смог проконтролировать результаты ЕГЭ, но уже в 2010 г. произошло резкое улучшение их результатов по сравнению с общероссийскими (хотя в других регионах России русский язык изучается в объемах, вдвое превышающих его долю в учебных планах общеобразовательных школ РТ).

До 2008 г., пока сдача ЕГЭ не стала обязательной, снижение уровня знаний по русскому языку не сказывалось на возможностях большинства абитуриентов поступать в вузы, да и в 2008 г. еще действовало правило «плюс один балл», если работа была написана на неудовлетворительную оценку. В 2009 г. ЕГЭ впервые проводился во всех регионах России как единственный и обязательный экзамен. Вузы, включая и МГУ, принимали абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Правило «плюс один балл» было отменено, аттестат получали лишь выпускники, сдавшие ЕГЭ на положительную отметку, при этом была дана возможность одной пересдачи, которая в 2011 г. была отменена.

Дисбаланс в языковой политике РТ с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) проявился в слабом знании русского языка среди выпускников общеобразовательных учреждений. Результаты ЕГЭ заставили признать необходимой совместной с учеными вузов работу по выявлению, поддержке и развитию способных одаренных детей по русскому языку и литературе с целью подготовки учащихся к участию во всероссийских конкурсах и на олимпиадах, что нашло свое закрепление во второй программе «Русский язык в Татарстане».

После принятия в 2001 г. федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005 гг. Кабинет Министров РТ принял республиканскую целевую программу «Русский язык в Татарстане» на 2001 – 2005, а затем на 2006-2010 годы. Главной целью республиканской программы являлось обеспечение активного развития и функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан на основе паритетности с другим государственным языком – татарским – в условиях полиэтнической среды в контексте культуры.

Первая программа предусматривала расширение сети русских гимназий и школ с углубленным изучением русского языка, решение о создании которых было принято на заседании Казанского Городского Совета народных депутатов еще в октябре 1997 г. На 1 сентября 2012 г. в республике официально числится 16 школ с русским этнокультурным компонентом. В настоящее время принята новая республиканская целевая программа «Русский язык в Татарстане» на 2011-2015 гг.

В рамках стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы разрабатывается поликультурная образовательная модель Татарстана «Килəчəк» («Будущее»). В первоначальном варианте данной программы в разделе, где была дана динамика развития национального образования в РТ (развитие татарских, чувашских, марийских и мордовских школ), школы с русским этнокультурным компонентом даже не были упомянуты. Лишь после публичный критики данный раздел был внесен в проект новой программы «Русский язык в Татарстане на 2011-2015 гг.

30 января 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности», однако на государственном уровне в Республике Татарстан данное мероприятие не проводилось. Силами общественных объединений Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги в эти дни в школах, клубах, дворцах культуры, библиотеках, музеях и этих городов организуются «Праздники русской словесности», выставки старинных и современных книг, научные конференции для старшеклассников, концерты духовной музыки, богослужения и песнопения.

Ситуация с преподаванием русского языка и финансовые затраты подвигли родителей на создание на портале mail.ru в разделе «Мой мир» блога «Русский язык в школах Татарстана». За два года обсуждений на нем зарегистрировалось более 15 тысяч человек и насчитывается более миллиона посещений. Осенью 2010 г. был организован сбор подписей под письмом Президентам Российской Федерации и Республики Татарстан. В феврале-марте 2011 г. прошли три встречи представителей Интернет-сообщества и руководства Общества русской культуры Республики Татарстан с министром образования и науки РТ А. Гильмутдиновым. Однако данные встречи закончились ничем, поскольку позиция министра была непоколебима. По его словам, с преподаванием русского языка в Татарстане все нормально и ничего менять не нужно.

Следующим шагом в развитии конфликта было проведение публичных акций в защиту русского языка. 26 апреля 2011 г. напротив Министерства образования и науки был проведен митинг в защиту русского языка собравший более двухсот родителей и представителей общественности. В поддержку требований митинга прошли пикеты в Наб. Челнах и в Уфе. Всего было собрано более 400 подписей под обращениями в адрес Президентов РФ и РТ, в Минобрнауки РФ, Рособрнадзор и Прокуратуру РФ.

9 июня 2011 г. русские и русскоязычные родители татарстанских школьников организовали у Госсовета Татарстана пикет под лозунгом «Верните детям право изучать родной русский язык». На этот шаг их вынудило нежелание властей республики дать их детям возможность изучать русский язык в том объеме, в каком его изучают в большинстве других субъектов федерации.

Решение проблемы было поручено Премьер-министру Республики Татарстна И.Ш. Халикову, который провел с инициаторами кампании по защите русского языка две встречи. Итогом этих встреч стал протокол № ИХ-12-215 от 7.07.2011, где Министерству образования и науки было предложено «представить в Кабинет Министров предложения о возможности дополнительного изучения русского языка в соответствии с запросами родителей учащихся в рамках действующих образовательных стандартов и подготовить предложения по переводу на русский язык и дополнительному изданию известных произведений татарской литературы, включения их в школьную программу по литературе…»[6].

Родители оценивают эти меры как паллиативные и долговременные, их реализация предполагается в течение 2-3 лет, что принципиально не изменит ситуацию с преподаванием русского языка в школах Республики Татарстан.

В целом, характеризуя особенности развития русского языка в системе образования Республики Татарстана в рамках современной языковой политики, можно отметить следующее:

Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального государства являлся для многих этносов проводником в мировую культуру и науку, он выступал и выступает частью интеллектуального потенциала всех народов живущих в России. Российская Федерация от советского общества по наследству получила сформировавшуюся русскоязычную общность, которая значительно превышает собственно русский этнос. По данным социологических исследований, более чем для 20 процентов этнических татар в РТ русский язык является родным, сюда можно прибавить этнически смешанные семьи. С учетом того, что около 40% населения республики – русские, русский язык является родным более чем для половины населения республики.

Суверенизация Республики Татарстан стимулировала обсуждение, а впоследствии и принятие законодательных мер в поддержку развития языков народов Татарстана, на деле же приоритет был отдан татарскому языку.

Таблица 3

Государственные общеобразовательные учреждения по языку обучения /*

 

1997/1998

2000/01

2003/04

2007/08

2010/11

Общеобразовательные

из них на:

/2505

2454/2506

2402/2508

2209/

 

татарском

/1256

1141/1214

1127/1213

1028/

997

чувашском

/140

48/148

33/145

34/

118

удмуртском

/40

16/45

14/45

11/

37

марийском

/20

10/23

9/22

5/

/20

мордовском

/4

1/5

1/4

1/

/5

русском (*)

/-

811/-

825/8

769/47

387/16

* Общеобразовательные учреждения с родным компонентом содержания образования

В условиях приоритетной титульно-языковой политики русский язык, тем не менее, остается лидирующим во многих сферах жизнедеятельности татарстанцев: бизнесе, делопроизводстве, науке (естественной и обществоведческой), среднем и высшем образовании.

Несмотря на введение татарского языка в обязательную школьную и вузовскую программы, татарский язык не стал актуальным для большинства татарстанцев. Способных его использовать на работе среди русских РТ в конце 1990-х годов было всего 0,4%[7]. Наше исследование показало, что татарский язык, как наиболее важный, выделяют 4,7 % из числа опрошенных русских студентов и 0,8 % школьников (среди татар этот показатель составляет соответственно 4,2 % и 2,7 %). Из двух государственных языков РТ учащаяся молодежь в большей степени отдает предпочтение изучению русского языка. Однако, по сравнению с официальными языками РТ, наиболее необходимым для дальнейшей жизни, по мнению учащейся и студенческой молодежи, является английский язык как язык международного общения[8].

Таблица 4

Наиболее важные для изучения языки

Языки

Студенты

Школьники

Русские

Татары

Русские

Татары

Русский

70 (30,3%)

117 (35,2%)

115 (45,1%)

100 (45,0)

Татарский

11 (4,7%)

14 (4,2%)

2 (0,8%)

6 (2,7%)

Английский

110 (47,2%)

162 (48,8%)

138 (54,1%)

116 (52,3%)

Другие

42,0 (18,0)

39,0 (11,7%)

-

-

всего

233 (100%)

332 (100%)

255 (100%)

222 (100%)

 

Несмотря на усилия республиканских властей, значимость языка в регионе определяются в первую очередь социальной потребностью в нем. Наши исследования подтверждают, что государственный статус русского языка, его роль в приобщении к западной культуре, успешная языковая адаптация в системе образования и науки для народов Татарстана являются более востребованными факторами, чем региональная языковая политика, актуализирующая значимость татарского языка. Недостаточные объемы преподавания русского языка в школах республики снижают общую грамотность населения, а неуверенное владение письменным русским языком снижает интерес к художественной и научной литературе, препятствует получению качественного высшего образования.

Тенденции в образовательной политике позволили экспертам из Министерства образования и науки РФ сделать вывод о том, что ряд республик в составе РФ (в том числе, Татарстан) использовали системы национального образования в качестве инструмента этнической мобилизации молодежи для достижения лежащих вне школы дивергентных национально-политических целей[9]. Новая Концепция национальной образовательной политики РФ констатирует: «…принятый компонентный принцип организации содержания образования создал условия для … автономизации регионального (национально-регионального) компонента, установления его приоритетности по отношению к федеральному, понижения уровня его связи с русским языком и культурой, превращения образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным (региональным компонентом), с обучением на родном (нерусском) и русском языках, в инструмент этнической мобилизации…»[10].

Статус русского языка как государственного, межнационального и как родного языка русского народа – самого многочисленного народа Российской Федерации предъявляет высокие требования к его изучению, овладению его структурой и нормами, умению пользоваться во всех сферах жизни общества. Поэтому, обращая внимание на проблему чрезмерно расширенного регионального компонента, обязательного изучения татарского языка, введение которого не устраивает многих родителей и учащиеся из нетатарских семей[11], мы считаем проблему развития и изучения русского языка в Татарстане не просто актуальной, но и требующей безотлагательного решения.

 

 

А.Л. Салагаев (доктор соц. наук, проф, зав. каф. КНИТУ)
 


[1] О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан (закон от 8.07.1992 г. в ред. Закона РТ от 28.07.2004 № 44-ЗРТ) // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 6. Ст. 80; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1996. № 4. Ст. 100.

[2] Конституция Республики Татарстан // http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar.

[3] Девис, Г. Медиа, языковая политика и культурные изменения в Татарстане: исторические versus прагматические требования государственности / Г. Девис, Ф Хэммонд, Л.Р. Низамова // Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. /Под ред. С.А. Ерофеева и Л.Р. Низамовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

[4] См.: www.RCMKO.RU. Республиканский центр мониторинга качества образования МО и НРТ.

[5] Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции от 3.06.2011 г. № 1994); Об утверждении базисного и примерных учебных планов на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан реализующих программы начального и основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РТ от 2.08.2011 г. № 3934/11.

[6] Протокол встречи с представителями Общества русской культуры Республики Татарстан 7.07.2011 № ИХ-12-215.

[7] Бондаренко Е.А. Отчет по результатам обследования этнонациональной идентичности населения и сферы культурного и медиа-потребления в Татарстане // Постсоветская культурная трансформация и этничность в Татарстане 1990-х гг. /Под ред. Ерофеева и Л.Н. Низамовой. Казань, 2001. С. 243.

[8] Исследование проводилось в рамках российско-финского проекта «Национальное самосознание и межнациональные отношения глазами молодежи современной России», 2010 г. при участии авторов.

[9] Мухарямова Л.М. Татарское национальное образование в этносоциологических курсах / Л.М. Мухарлямова, И.Б. Кузнецова-Моренко, Р.Г. Петрова, А.Р. Андреева // Этносоциологические исследования в Республике Татарстан: Сб. науч. статей / Сост. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. Казань, 2008. С.142-143.

[10] О концепции национальной образовательной политики РФ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.08. 2006 г. №201.

[11] См. напр.: Мачнева О. Папа-юрист – снова герой дня //Вечерняя Казань. 2004. 1 октября.

 

На главную