Резолюция
межрегиональной научно-практической конференции
«Русский язык в эпоху глобализации мира»
г. Уфа 12 декабря 2012 года
Межрегиональная
научно-практическая конференция «Русский язык в эпоху
глобализации мира» состоялась по инициативе общественной
организации «Собор русских Башкортостана» при поддержке
Министерства культуры и Министерства образования Республики
Башкортостан. В ней приняли участие преподаватели вузов,
филологи, учителя-словесники, представители общественных
организаций и СМИ.
Для работы
конференции оргкомитетом было отобрано более
20-ти докладов из городов Москвы, Казани, Уфы, Стерлитамака,
Белебея и районов Башкортостана.
Цель конференции –
обсудить состояние русского языка в эпоху глобализации;
рассмотреть вопросы билингвизма, основные тенденции в сфере
живого разговорного языка, проблемы преподавания русского
языка в системе государственных образовательных стандартов.
Выступая на пленарном заседании, председатель РОО «Собор
русских Башкортостана» Т. М. Азаров отметил, что «чувство
гордости за родной язык, воплощающий в себе культурные и
исторические традиции народа, - это непременная составляющая
национального самосознания человека».
Лингвистическая наука
сегодня провозглашает принцип постижения языка в тесной
связи с бытием человека, он понимается как духовная
реальность, живая деятельность человеческого духа, единая
энергия народа. По определению известного русского философа
Ивана Ильина, «язык народа есть как бы художественная риза
его души и его духа».
Участники конференции в своих докладах и выступлениях
отметили, что русский язык и русская классическая литература
составляют фундамент культурного потенциала молодого
поколения, основу формирования базовых ценностей в сознании
любого человека и являются предпосылкой общего развития и
духовной зрелости. Поэтому вызывает серьёзную
обеспокоенность значительное уменьшение количества часов,
которое отводится в школьном образовательном процессе на
изучение этих дисциплин. Особенно это заметно в нашей
республике, так как в большинстве школ с русским языком
обучения количество часов на преподавание русского языка и
литературы уменьшается более чем на 40% по сравнению с
другими регионами РФ. Наблюдается снижение уровня
грамотности и уровня подготовки выпускников школ Республики
Башкортостан в целом, так что сегодня они становятся просто
неконкурентоспособными при поступлении в престижные вузы
страны.
Многие директора школ отмечают, что нередко при выборе
базисных планов обучения мнение учителей, руководства школы
и родителей игнорируется, определённый план навязывается
районным отделом образования. Между тем, резкое уменьшение
количества часов на преподавание русского языка и литературы
(с 9 до 5 часов в неделю) предусматривается в трёх из
четырёх разработанных Министерством образования и науки РФ
базисных планах. Такое сокращение ведёт к ситуации, когда в
ущерб русскому языку отводится время на преподавание других
государственных или родных языков. Собором русских
Башкортостана было принято решение провести анкетирование
учеников, их родителей и учителей по проблемам преподавания
русского и других языков в школах республики. Результаты
показали, что абсолютное большинство учеников считают
необходимым полноценное преподавание русского языка и
литературы. Этого требуют наши дети, которые оказались
заложниками неразумных чиновников и политиков, на этом
настаивают и родители, и учителя. Было отмечено, что за
изучение башкирского языка высказалось около 85%
респондентов, причём изучение это должно быть добровольным,
например, на уровне школьного факультатива. Сложившаяся
ситуация требует дальнейшего тщательного изучения для поиска
оптимальных решений вопросов преподавания языков. Но ясно
одно: необходимо немедленно вернуть в школы русскую культуру
как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий
всем национальным культурам России, опираясь на неё,
существовать и расцветать в ней и рядом с ней.
По итогам работы
Конференция приняла следующие решения:
• констатировать, что изучение русского языка в рамках
гуманитарного образования является определяющим условием
формирования национального самосознания и становления
личности молодого человека;
• выразить обеспокоенность снижением государственного
статуса учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» с
утратой ими самостоятельности в структуре обязательных
учебных предметов в школе, нежеланием разработчиков ФГОС
учитывать мнения профессиональных педагогических сообществ и
общественных организаций при принятии стратегических
решений;
• констатировать, что в нашей республике преподавание родных
языков осуществляется в ущерб русскому языку: в регионах РФ
на русский язык и литературу отводится 9 часов в неделю(5 +
4 соответственно), тогда как в РБ всего 5(3+2). Это
недопустимо, т.к. выпускники наших школ становятся
неконкурентоспособными при поступлении в центральные
российские вузы, следовательно, происходит ущемление их
прав, и они лишаются возможности получать высшее образование
в традиционно лучших научных школах страны;
• констатировать, что снижение качества школьной подготовки
по русскому языку и литературе в целом обусловлено
уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение
этих дисциплин; в ряде субъектов Российской Федерации, в том
числе и в Башкирии, это количество сокращается в связи с
принятием вариативных учебных планов в области преподавания
русского и родных языков (зачастую вопреки пожеланиям
родителей обучающихся);
• отметить, что проведённое по инициативе учителей,
родителей и Собора русских Башкортостана в районах и городах
республики анкетирование показало, что большинство родителей
и самих учащихся считают, что изучение русского языка должно
осуществляться непреложно в полном объёме, а родной язык
каждый вправе выбирать самостоятельно. Преподавание
башкирского языка, функционирующего на территории РБ в
качестве второго государственного, не должно быть
обязательным для всех, тем более в ущерб изучению русского
языка. Многие респонденты отмечают, что преподавание в
школах башкирского языка оставляет желать лучшего, т.к. он
изучается только в рамках «язык как система» (грамматика +
словарь), и не изучается в аспекте «употребление языка в
рамках общения», то есть на уровне коммуникации;
• рекомендовать образовательным учреждениям разработать и
внедрить в практику тематические классные часы, внеклассные
мероприятия и родительские собрания, посвящённые русской
культуре как феномену европейского и мирового масштаба,
позволяющего всем национальным культурам России, опираясь на
неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней;
• подчеркнуть, что введение ЕГЭ и ГИА как единственных
критериев итоговой оценки знаний учащихся чаще всего
приводит к формализации образования и формированию
исключительно механических навыков для выполнения типовых
заданий;
• настаивать на необходимости усилений функций контроля со
стороны Управления по контролю и надзору в сфере образования
Республики Башкортостан за преподаванием государственного
русского языка только в соответствии с федеральным
законодательством с учетом требований ФГОС, так как изучение
родных языков не должно осуществляться в ущерб
государственному русскому языку;
• отметить, что в республике должна осуществляться на
государственном уровне поддержка СМИ (в первую очередь
печатных изданий) на всех языках, функционирующих в РБ, что
также будет способствовать духовному развитию молодого
поколения, его творческого потенциала;
• рекомендовать РОО «Собор русских Башкортостана» провести
слушания по проблемам преподавания государственных языков в
республике с участием представителей национально-культурных
общественных организаций РБ, специалистов министерства
образования, преподавателей вузов и школ для выработки
консолидированной позиции;
Участники конференции считают, что предлагаемая резолюция
будет иметь общественный резонанс, а идеи и решения
конференции – способствовать повышению уровня подготовки
выпускников в области истории, культуры и языка, что, в свою
очередь, должно содействовать формированию национального
самосознания и повышению духовного, интеллектуального и
творческого потенциала молодого поколения.
|