О некоторых
тенденциях глобализационных процессов
и их влияние на образование, и культуру в РФ и РБ.
Афанасьев
В. П.
доцент, кандидат технических наук,
председатель комитета по культуре
Собора русских Башкортостана.
Начиная нашу конференцию, хотелось бы сказать прежде о хорошем и
прекрасном. Однако учитывая деловой характер конференции, начну с
трагического предсказания великого русского мыслителя Александра
Зиновьева. Все трагичнее звучит его предсказание: «Впереди самый
страшный этап антирусского проекта: он касается присутствия русских
в истории человечества. Сущность этой части проекта – постепенно
искажая и занижая вклад русских в историю, конце концов исключить из
памяти человечества все следы их пребывания в истории вообще… Это
«вычеркивание» русских из истории уже практически происходит. Причем
делается это педантично, планомерно. Такая фальсификация истории не
раз делалась в прошлом, а с современными средствами – это заурядная
проблема».
Давайте признаемся: прогноз мыслителя сбывается. Сбудется ли
окончательно? Что-то ещё зависит от нас?
Вычеркивание русских из истории человечества, как это не печально
признавать, началось с реформы образования и в первую очередь с
русского языка. И прежде всего это происходит под лозунгами
глобализации мира. Как известно из истории человечества, проекты
глобализации приходили и уходили. Это и Римская империя, и эпоха
Александра Македонского и гигантская по тем временам авантюра
Наполеона, это и нашествие вражеских орд фашистских сил. И все эти
деятели хотели управлять миром, человечеством.
Несколько иным образом, под другим камуфляжным соком, подается и
новый поход определенных сил глобализации.
Сам термин «глобализация» связан с именем американского социолога
Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование этому понятию.
Глобализация - это процесс всё возрастающего воздействия на
социальную действительность в отдельных странах различных факторов
международного значения – например, тесных экономических и
политических связей, культурного и информационного обмена.
Самый мощный фактор глобализации – экономический, связан с
действиями транснациональных корпораций. И хотя говорят, что
глобализация есть объективный процесс, но в этом процессе и
громадную роль играют субъективные факторы. И в первую очередь это
создание в навязываемой экономической модели – человека потребителя,
а не творца. Это так называемый тезис « гражданина мира», для
которого не существует ни семьи, ни рода, ни народа, ни страны. Эта
тенденция сродни «доктрине смерти», в которой человек должен быть
только потребителем, а не творцом. В отличие от этой модели для
России характерна модель «человек – мира», в которой человек в
первую очередь является творцом и это соответствует «доктрине –
жизни. Она предусматривает эволюционное духовное и гармоничное
развитие человека и почитание семьи, рода, народа, страны. И в этих
условиях языки народов играют огромную стратегическую роль в их
развитии.
В наше время совершенно очевидной социолингвистической истиной
проявилась зависимость функционирования и развития языка от
протекающих глобализационных процессов, которая выражается в
разнонаправленных, а то и противоположных, тенденциях:
- возрастание роли одного или нескольких языков в жизни разных
народов мира;
- неизменность функционирования ряда языков мира;
- частичное сужение области и общности функционирования языка;
- деградация и полное исчезновение ряда языков из обращения.
Первая тенденция – распространение и конкуренция мировых языков как
следствие процессов глобализации. В ООН мировые языки – английский,
французский, китайский, русский, испанский и арабский. Из этих
языков в конкурентной борьбе проигрывает французский и ослабил свои
позиции, потеряв часть своего языкового пространства, русский язык.
Первая тенденция характеризуются возрастающей ролью английского
языка, так как именно на нем формируется во всё больший степени
информационные технологии, проводятся международные конференции и
международные переговоры, формируются компьютерный, маркетинговый и
менеджментный языки. Однако и это составит вряд ли более нескольких
процентов словесного лексикона среднего человека. Также в области
гуманитарных наук, культурологии и других областях вряд ли
английский язык имеет возрастающую роль.
Эта тенденция в принципе не может угрожать тому или иному языку. По
существу в обращение вводятся некоторые единые терминологические
понятия, передача определённой научно-технической информации и др.
Единственное, что вызывает тревогу, это слепое и бездумное
использование таких слов как: «толерантность» - переносимость
алкоголя и наркотиков и привыкание к ним; «вербальный» - словесный;
«дискурс» - болтовня, разговор, тема; «дерби» - состязание молодых
жеребцов трёхлеток на приз «Дерби» в местечке Дерби и т.д.
В достаточно устойчивой позиции находятся испанский, арабский и ряд
других языков, что соответствует второй тенденции.
Третья и четвёртая тенденции проявляются гораздо острее – это
утрата ряда социальных функций или даже уход из употребления
некоторых языков мира. Эти процессы проходили во все
времена, однако сегодняшняя глобализация эти процессы усиливает.
Из 6800 языков мира от 50 до 90 % могут исчезнуть к концу XXI века.
Одна из естественных причин исчезновения языков – около 50 % языков
имеют меньше 2500 носителей. По оценке ЮНЕСКО (UNESKO), для
устойчивой передачи языка между поколениями нужно иметь не менее
100000 живых носителей.
С этой точки зрения ни русскому языку, ни башкирскому и ряду других
языков ничто не угрожает.
Все же складывается следующая картина - англичане и американцы
являются монолингвами, остальные образованные люди якобы обречены на
билингвизм или даже многоязычие.
Русский язык в РФ выступает и в роли патронирующего языка по
отношению к языкам малочисленных народов, он же является и языком
международного общения. И хотя за годы после Советского периода
русское языковое пространство уменьшилось с 500 до 300 млн.
носителей, его функции в международном пространстве вполне могут
возрасти в будущем времени. В первую очередь это связано с созданием
таких мощных экономических зон, как Евро ЗЭС, страны БРИК и т. д.
Как следует понимать и нашему замечательному городу Уфа, предстоит
определенная роль в экономическом развитии этих экономических
сообществ. Поэтому роль русского языка для нашей Республики и в РФ,
и в этих сообществах намного может усилиться. России нужны грамотные
и талантливые специалисты во всех сферах нашей жизнедеятельности.
Так всё ли хорошо в РФ и нашей Республике обстоит дело с русским
языком. И здесь необходимо привести одно из выступлений на довольно
странной конференции наших либералов в одном из самых загадочных
университетов, пожалуй, единственный расцветающий университет –
высшая школа экономики (иногда хочется сказать – высшая школа
эдиотов). В марте 2012 г. в ВШЭ прошел международный симпозиум
«Культура, культурные изменения и экономическое развитие». Один из
выводов данного симпозиума – менталитет русской культуры и русская
матрица культуры мешают развитию страны.
Откровенно антирусские нотки прозвучали в докладе профессора
культурологи, члена РАН Яковенко И.Г. Он дал философское обоснование
и предложил методы уничтожения вчерашней ложной, бесперспективной,
языческой и т.д. русской культуры путем замены её на демократическую
культуру общественных ценностей. Считает необходимым провести
латинизацию русского языка, а также создать такой режим в
государстве, что и следование изживаемым ценностям (т.е. исторически
сложившейся русской культуре) должно быть связано со смертельной
опасностью. Для них Россия исторический тормоз для продвижения идей
нового мирового порядка.
К сожалению, проводимая реформа в области образования, как ни
странно, следует именно в этом направлении. Это и резкое снижение
количества часов на преподавание русского языка, это и изъятие как
отдельного предмета литературы, это и сокращение приема студентов на
филологические отделения в университетах и даже на филологический
факультет в МГУ.
Самое негативное, что министерство образования РФ в 2005 году
забросило самый мощный троян в национальные республики путем
навязывания 3 вариантов учебного плана, разработанного на основе
федерального базисного учебного плана. По данным министерства
образования РБ по примерному учебному плану для образовательных
учреждений с русским языком обучения русский язык и литература
преподаются в объёме 2547 часов. А по примерному плану обучения для
образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения
русский язык и литература преподаются в объёме 1831 часов. Выбор
планов обучения является прерогативой родителей учеников и
руководства образовательного учреждения. На практике руководители
отделов образования в городских и муниципальных образованиях
заставляют директоров школ использовать второй примерный план
обучения, в связи, с чем объём преподавания русского языка и
литературы уменьшается на 716 часов. Всего в Башкирии действует 1831
средних образовательных учреждения, из них 1100 русском языке
обучения, 600 башкирских школ, 120 татарских, 80 чувашских. Второй
план обучения должен действовать в школах с родными языками обучения
– татарских, чувашских и других, но не в русских школах. Однако
складывается неприглядная картина, что и школы с русским языком
обучения переводятся в разряд вторых. Причем умышленно делается так,
что преподавание национальных языков ведётся за счет объёма часов,
выделяемых на русский язык. По сути дела налицо создание зачатков
межнационального конфликта, творцами которого являются деятели из МО
РФ и РБ. За эти семь лет сложилась печальная картина, которая
следует из результатов исследований проведенных Собором русских
Башкортостана. При подготовке конференции были проведены районные
конференции в районах РБ по проблемам преподавания русского языка и
анкетирование учеников, родителей и учителей по вопросам,
относящихся к вопросам преподаванию русского языка.
Повсеместно районные конференции отмечают снижение уровня грамотности
выпускников школ, что создает громадные проблемы для обучения в
последующем в высшей школе. Недавно проведенный контрольный диктант
в УГАТУ подтвердил эту печальную картину – до 30 % первокурсников
оказались вопиюще безграмотными. Наши выпускники из-за урезанного
преподавания русского языка становятся не конкурентно способными по
сравнению с выпускниками других регионов. Хотя и в других регионах
ситуация несколько лучше, но не на столько, о чем свидетельствует
заявление ученого Совета филологического факультета МГУ, отметившего
удручающее состояние школьного образования.
Складывается интересная картина, нарисованная ответами респондентов
на вопросы анкеты, в которой содержалось 10 вопросов. Что приятно
отметить, практически все респонденты высказались за максимальное
количество часов преподавания русского языка и литературы (от 80-90
%), в том числе и дети. Этого просили, в том числе и ученики
башкиры. Отрадно отметить, что и мало респондентов отрицательно
относящихся к преподаванию в школах башкирского языка (не более 10
%). Однако большинство респондентов предлагают иной формат обучения
– факультативный и на уроках краеведения (70-80 %). Около 15 %
респондентов высказались за обязательное обучение во всех школах РБ.
Понятна позиция некоторой части башкирской элиты, выступающей за
обязательное обучение всех башкирскому языку. Один из главных
аргументов: чем больше носителей матрицы культуры башкир, тем больше
вероятность её дальнейшего процветания. Однако только сам башкирский
народ может быть носителем его матрицы культуры. И здесь не помогут
ни русские, ни татары, ни другие народы. Попытки обрушения
пространства русского языка, неминуемо ударят и по пространству
башкирского языка, ввиду уничтожения патронатной роли русского
языка. Более всего страдают в конкурентной борьбе в
высокотехнологичных отраслях экономики именно башкирские дети. Здесь
и неумение построить грамотно свою речь и, естественно, выразить
свои мысли. Отсюда неумение написания грамотных текстов в
технической документации, в пояснительных записках, в курсовых и
дипломных проектах. Это касается и детей других национальностей,
например чувашей, которым приходится изучать 4 языка, при неизменном
количестве учебных часов в неделю. Вот и начинают экономить на часах
русского языка. Развитие и процветание языков в Башкирии возможно
только в условиях процветающего в нашей среде русского языка. И
сегодняшняя наша конференция направлена на преодоление негативной
ситуации уничтожения языковых пространств и культур народов РФ.
Сегодня во многих регионах России разворачивается борьба за наш
великий и могучий русский язык, за его языковое пространство, за его
прекрасное владение, за русскую культуру. Вот что по этому поводу
сказал Збигнев Бжезинский на Европейском Форуме Новых идей, который
проходил в Польше 26-28 сентября 2012 г. По его мнению, американское
глобальное доминирование более невозможно ввиду всё быстрее
ускоряющихся социальных изменений, которые привели к пробуждению
широко-распространяющегося политического самосознания.Неугасающее и
поддерживаемое твердыми убеждениями сопротивление людей, идущее из
самой глубина народа, зиждется на их политическом пробуждении и
отрицания внешнего управления по историческим причинам – это
сопротивление всё тяжелее и тяжелее поддается подавлению.
Не стоит нам понимать это высказывание злейшего врага России как
похвалу, это его неудовлетворение о ходе продвижения идей
глобализации. Нас в этих планах мировой закулисы не должно быть.
Сегодня не все осознают эти пагубные для России тенденции
глобализации не только в экономике, но и в образовании, и
соответственно, и в культуре. И сегодня то противостояние, которое
сложилось в Республике с преподаванием государственных языков,
играет на руку идеологам варварской глобализации транснациональных
корпораций.
Сегодня, начатая нами борьба против сил мирового зла, должна
принести нам нашу свободу, развить нашу культуру и расширить поле
согласия во всех уголках РФ и РБ.
|