Русский язык в системе образования Республики Татарстан
как часть системной проблемы
Обсуждаемая в настоящем докладе проблема
выражается последние 3 года уже явным образом в недовольстве
родителей русскоязычных школьников РТ объёмами преподавания русского
языка по сравнению с остальной Россией. Её накал достиг судебных
разбирательств и родительских митингов, чего ещё 2 года назад
было не возможно предположить.
Данную проблему и всю суть
этно-лингвистического конфликта в РТ (определение проф. Салагаева
А.Л.) необходимо рассматривать как часть системной ситуации,
созданной 20 лет назад как несбалансированной, так и не разрешенной
до сих пор и потому несущей сейчас серьёзный конфликтный потенциал,
содержащий угрозу стабильности в регионе, единству народов и даже
целостности нашего государства – России.
Эту системность подтверждают и другие знаковые
посылы принципиального характера. Так, ещё какой-то год назад также
невозможно было предположить, что в Казани будут происходить теракты
против носителей «традиционного», «татарского» ислама, подрывы
боеприпасов, перестрелки с террористами, а также, публичные акции
(в том числе – не согласованные) с участием радикальных исламистов и
с символикой запрещённой в России организации «Хиз-Бут-Тахрир-
Аль-Ислами», со скандированием лозунгов «О, Аллах! Прокляни
неверных!» и подобных ему, с выстраиванием организаторами этих
мероприятий растерянных сотрудников полиции - «по шариату» : женщины
отдельно от мужчин. Реальным стало такое явление как «русские
мусульмане», что ещё каких-то 10 лет назад считалось бы здесь
нонсенсом.
Внушает некоторую тревогу и совсем недавнее
решение V съезда
ВКТ (всемирного конгресса татар), стартовавшего в Казани в
прошедшую пятницу 7 декабря,
о его намерении вступить в ООН с соответствующими
изменениями в уставе организации. Все данные обстоятельства говорят
о том, что проблема русского языка в образовании русскоязычных детей
РТ может в скором времени перейти в совершенно иные измерения, и
необходимость её безотлагательного решения именно сейчас носит
принципиальный характер.
Рассматривая вопрос русского языка в
образовании РТ как часть системной проблемы, следует отталкиваться
от того факта, что в республике татары и русские – два доминантных и
по численности сопоставимых этноса. Так, в Татарстане по итогам
переписи 2010 года проживает 3 млн 786 тыс. 488 чел, из них татар –
2 млн.12 тыс.571 чел (53,2%), русских – 1 млн 501 тыс 369 чел
(39,7%), другие народы составляют 7,1% численности. По предыдущей
переписи 1989г. татары и русские составляли, соответственно, 48,5% и
43,3% всего населения республики. Динамика изменения этих цифр
говорит сама за себя. В частности, по данным [1] за период
1995-2000 гг. миграционный прирост численности русского населения
более чем в 5,5 раз ниже, чем прирост численности татарского
населения за счет миграции. Но всё это пока ещё принципиально не
меняет дело.
С рубежа 80-х – 90-х Республикой Татарстан взят
курс на суверенитет, против чего не сопротивлялись народы,
населяющие РТ [2]. Одной из целеполагающих составляющих политики и в
целом жизни общества стал подъём национального сознания татарского
народа, возрождения татарского языка и культуры. С того времени и по
сей день, власть в Республике представлена преимущественно
представителями титульного этноса, представители других этносов во
власти – не ощутимы.
В этих условиях в системе образования
Республики взят курс на двуязычие и его реализация на всей
территории и во всех сферах жизни общества стала одной из
программных задач руководства РТ. Татарскому языку придан статус
государственного языка в РТ наряду с русским и оба языка объявлены
равноправными, а законодательством предписано изучать их в школах в
равных объёмах. Но поскольку суммарная нагрузка на школьников
ограничена, то для нового обязательного предмета «татарский язык»
пришлось жертвовать часами преподавания других предметов, в
наибольшей степени – русского языка. И на сегодня суммарный объём
уроков по русскому и литературе в школах РТ составляет 700 часов, в
то время, как в «русских» субъектах эта цифра составляет 1200 часов.
Тем не менее за прошедшие 20 лет реального
двуязычия не достигнуто и существенными являются два факта:
1.
Татарский язык по прежнему является
локальным – это язык татарских деревень, татарских семей, татарских
сообществ.
2.
Русскоязычные жители по прежнему не
владеют татарским языком и не применяют его, молодёжь, закончив
двуязычные школы, быстро забывает всё, что проходила в школе по
татарскому и татарской литературе.
Вследствие такого положения вещей у
русскоязычных жителей РТ начисто отсутствует мотивация к изучению
регионального языка. Есть исключения, когда русские знают и
применяют татарский, но они лишь подтверждают правило, и основная
тенденция занятий по татарскому в школах для русскоязычных детей
сводится к их профанации.
На этом фоне вызывает растущее недовольство
родителей недостаточным объёмом русского языка и литературы в школе,
поскольку знание этих предметов определяет возможности поступления в
вузы и дальнейшей карьеры ребёнка. Как правило, все занимаются
дополнительно с репетиторами, но такое положение дел всё меньше
устраивает русскоязычных налогоплательщиков.
Другой факт, определяющий ситуацию –
непризнание проблемы властями РТ, в результате чего здесь и возник
данный этно-лингвистического конфликт. Его течение усугубляется
агрессией работников министерства МОиН РТ и директорского
корпуса по отношению к родителям, пытающимся как-то поднимать
вопрос. Такое положение дел сохраняется вдоль всей вертикали. Так,
13 сентября 2012г. в своём ежегодном послании Госсовету РТ президент
Республики Татарстан Рустам Нургалеевич Минниханов
объявил о незыблемости принципов
обязательного двуязычия: «Что касается национальной политики - здесь
есть принципиальные вопросы, подходы к которым не подлежат
пересмотру. Прежде всего, речь идет о государственном двуязычии, а
также об обязательном изучении русского и татарского языков».
Субъективно картина закрепляется тем, что
руководство РТ «живёт своей жизнью», где проблемы русских и
русскоязычных граждан – не предполагаются.
И даже после приёма премьер-министром РТ
Халиковым И.Ш. руководителей Общества русской культуры РТ и г.
Казани, на котором он заявил, что признаёт наличие проблемы и будет
её решать – впоследствии ничего не поменялось.
Тем временем в Интернете – единственной
площадке, где русскоязычные родители могут подавать свой голос -
разворачиваются настоящие бои «за русский язык».
В Интернет-сообществе «Русский язык в школах
Татарстана»
http://my.mail.ru/community/filologia111/
на ресурсе «Мейл.ру» за четыре года существования число участников
выросло до 15 тысяч, события обсуждаются уже в 360 темах,
число комментариев достигает десятка тысяч, выражены мнения в
полусотне опросов. Мнения однозначны: увеличить объёмы преподавания
русского и литературы а татарский сделать добровольным. Реакция на
подобные Интернет-движения – своеобразная. Так, в текущем году
против одного из участников упомянутого сообщества Хотулёва П.В.
возбуждено уголовное дело за комментарии. Рассмотрению дела судом
предшествовало письмо министра МОиН РТ прокурору РТ, в котором он
просит рассмотреть высказывания блогера на предмет противоправных
действий, ссылаясь в письме на свою "устную договоренность" с
прокурором.
Описанная в данном докладе сложная и системная
ситуация, в которой вопрос русского языка в образовании РТ
становится принципиальным и знаковым, имеет очевидную
идеологическую подоплёку, поскольку его решение потянет
необходимость принятия других системных решений в сфере общественной
жизни Республики.
Однако проблему придётся решать, и если 10 лет
назад автор доклада был убеждён, что это вполне по силам руководству
Республики Татарстан, и было бы вполне логичным, то сейчас такой
убеждённости – всё меньше. Буквально – с каждым днём.
М.Ю.Щеглов
(Общество русской культуры г. Казани
председатель, к.т.н., доцент КНИТУ-КАИ)
ЛИТЕРАТУРА
1. Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства,
положение в исламской среде, реакция государства и общества
http://www.ru.journal-neo.com/node/119275
2. Салагаев А.Л., Сергеев С.А.ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ КГТУ, Казань, 2002г.
3. Материалы Съезда народов Татарстана. – Казань:Татарское кн.
Изд-во, 1992. – 154 с.
4. Послание Президента Республики Татарстан Государственному
Совету Республики Татарстан, 2012 г.
http://president.tatarstan.ru/pub/view/14322
5. В Татарстане министр договорился с прокурором
привлекать к ответственности за нежелание учить татарский?
http://www.regnum.ru/news/1557173.html
6. М.Ю.Щеглов Русское самосознание: путь из тупика. Журнал «АНКО» №
1(6), 2002 г., С. 4-7.
|