Собор русских Башкортостана
         
 
Главная
Цели и задачи
Устав
Руководящие органы
Местные отделения
Контакты

 
 
 

 

 

 

 

 

  

    Погода от Метеоновы по г. Уфа

 

Проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов

 

Всем известно, что в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке груда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка.

Уникальность языка как явления, универсальность средств выражения любых мыслей и отношений к миру также свидетельствуют о его мощном образовательном потенциале, способном влиять на становление Человека.

Вдумайтесь в функции языка:

-он средство познания и орудие мышления;

-он хранитель и выразитель национальной культуры;

-   он средство общения;

-   он инструмент развития и воспитания.

Уроки русского языка в современных условиях обеспечивают функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников, обучающихся па основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, пси постных ориентаций.

В чем же отличие традиционного и компетентностного подходов в образовании? Главная идея традиционного подхода: знания приводят к личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к личнос тному успеху приводи т опыт самостоятельного решения проблем.

Отсюда логично вытекают и принципы, на которых базируется компетентностный подход в образовании:

-      образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития на основе освоения учащимися социально значимых умений (компетенций);

-    оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

-        разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

То есть все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования, вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными путями, а одной дорогой.

Современный урок русского языка представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик не пассивный объект, которому учитель должен передать определенную сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся - активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне

-  и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать - и я пойму».

С введением государственного стандарта общего образования изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях общения.

Основной проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими компетентностный подход в преподавании языка, является проблема создания открытою языкового пространства. Речь идет об изменении приоритетов в преподавании: переходе в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

Требуется создать условия, приближенные к естественной коммуникации. В основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико­ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации, основными составляющими которой являются:

-  образовательная напряженность;

-  уточнение образовательного объекта;

-  конкретизация задания;

-  решение ситуации;

-  демонстрация образовательной продукции;

-  систематизация полученной продукции;

-работа с культурно-историческими аналогами;

-  рефлексия.

Далее остановимся на средствах, которыми задается образовательная ситуация.

1.         Реальная действительность, представленная предметно: на фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах, рисунках, в символике, док) ментальных диафильмах и кинофильмах, на компьютере.

2.      Реальная действительность, представленная предметно-вербально: программы ТВ и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки товаров, формуляры, анкеты, меню, ценники, предписания, проспекты, объявления и г. п., используемые в качестве учебных текстов.

3.      Изобразительное искусство: репродукции художественных картин, плакатов, скульптур, натюрмортов, офортов и других произведений искусства, составляющих национальное достояние народа.

4.    Художественная литература. Способ постижения действительности, представленной в художественной литературе, убеждений и жизненных ценностей является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально.

5.   Справочно-энциклопедическая и научная литература (например, схема метро, путеводители, карты, планы городов и т. п.).

6.     Средства массовой информации (теле- и радиопередачи, газеты, журналы) как источник актуальной оперативной информации.

7.     Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором культуры русского народа, что абсолютно необходимо для духовного (нравственного) совершенствования учащихся.

С целью повышения качества образования необходимо осуществлять постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие: когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод, решение проблем и др.); технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры. интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.); контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, интернет-ресурсы и т. д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки).

Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками, это и является одним из способов решения проблемы преподавания русского языка в складывающейся системе государственных образовательных стандартов.

 

 
Планы
Культура
Общество
История
Традиции
Документы
Архив статей
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

 

РОО "Собор русских Башкортостана"   г.Уфа,  ул. 50-лет Октября,  6/8     тел. 2-73-90-34       Е-mail: soborrusbash@mail.ru