Проблемы преподавания
русского языка в складывающейся системе государственных
образовательных стандартов
Всем известно, что в
настоящее время сложились условия, когда востребованность
специалиста на рынке груда, его конкурентоспособность в
значительной степени зависят от наличия грамотной речи
(устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания
приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д.
Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его
людей единственно через посредство отечественного языка.
Уникальность языка как
явления, универсальность средств выражения любых мыслей и
отношений к миру также свидетельствуют о его мощном
образовательном потенциале, способном влиять на становление
Человека.
Вдумайтесь в функции языка:
-он средство познания и
орудие мышления;
-он хранитель и выразитель
национальной культуры;
-
он средство
общения;
-
он инструмент
развития и воспитания.
Уроки русского языка в
современных условиях обеспечивают функциональную грамотность
и социальную адаптацию школьников, обучающихся па основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания,
профессионально-трудового выбора, пси постных ориентаций.
В чем же отличие
традиционного и компетентностного подходов в образовании?
Главная идея
традиционного подхода:
знания приводят к личностному успеху. Главная идея
компетентностного подхода:
к личнос тному успеху приводи т опыт самостоятельного
решения проблем.
Отсюда логично вытекают и
принципы, на которых базируется компетентностный подход в
образовании:
-
образование
для жизни, для успешной социализации в обществе и
личностного развития на основе освоения учащимися социально
значимых умений (компетенций);
-
оценивание
для обеспечения возможности учащемуся самому планировать
свои образовательные результаты и совершенствовать их в
процессе постоянной самооценки;
-
разнообразные
формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности
учащихся на основе собственной мотивации и ответственности
за результат.
То есть все, что изучается,
должно быть включено в процесс употребления, использования,
вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными
путями, а одной дорогой.
Современный урок русского
языка представляет собой диалогическое взаимодействие
учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения
превращается в его субъект. Таким образом, ученик не
пассивный объект, которому учитель должен передать
определенную сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся -
активные деятели, субъекты процесса
обучения. Задача учителя -
установить гармонические и двусторонние отношения с
учащимися, организовать их познавательную деятельность,
пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит:
«Скажи мне
-
и я
забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать - и я пойму».
С введением
государственного стандарта общего образования изменяется
концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на
речевое развитие и формирование коммуникативной
компетентности как способности и готовности использовать
языковые ресурсы в реальных условиях общения.
Основной
проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими компетентностный
подход в преподавании языка, является проблема создания
открытою языкового пространства. Речь идет об изменении
приоритетов в преподавании: переходе в преподавании с
предметного уровня на обучение языку как средству общения.
Требуется
создать условия, приближенные к естественной коммуникации. В
основе уроков русского языка в старшей школе лежит
практикоориентированный подход, опирающийся на опыт
практической деятельности обучающихся, предполагающий
создание образовательной ситуации, основными составляющими
которой являются:
-
образовательная напряженность;
-
уточнение образовательного объекта;
-
конкретизация задания;
-
решение ситуации;
-
демонстрация образовательной продукции;
-
систематизация полученной продукции;
-работа с
культурно-историческими аналогами;
-
рефлексия.
Далее
остановимся на средствах, которыми задается образовательная
ситуация.
1.
Реальная действительность, представленная предметно:
на фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах,
рисунках, в символике, док) ментальных диафильмах и
кинофильмах, на компьютере.
2.
Реальная действительность, представленная
предметно-вербально:
программы ТВ
и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки
товаров, формуляры, анкеты, меню, ценники, предписания,
проспекты, объявления и г. п., используемые в качестве
учебных текстов.
3.
Изобразительное искусство:
репродукции художественных картин, плакатов, скульптур,
натюрмортов, офортов и других произведений искусства,
составляющих национальное достояние народа.
4.
Художественная литература.
Способ постижения действительности, представленной в
художественной литературе, убеждений и жизненных ценностей
является стимулом мышления и поведения, охватывает
реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально.
5.
Справочно-энциклопедическая и научная литература
(например, схема метро, путеводители, карты, планы городов и
т. п.).
6.
Средства массовой информации (теле- и радиопередачи, газеты,
журналы) как источник актуальной оперативной информации.
7.
Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором
культуры русского народа, что абсолютно необходимо для
духовного (нравственного) совершенствования учащихся.
С целью повышения качества
образования необходимо осуществлять постоянное
совершенствование методики преподавания русского языка,
апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение
технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их
способности, интересы и потребности. К ним относятся
следующие: когнитивные (проектная деятельность, конференции,
круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод,
решение проблем и др.); технологии сотрудничества
(драматизация, ролевые игры. интерактивные беседы,
совместное составление рассказов и др.); контролирующие
(тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.);
информационные (компьютерные программы, интернет-ресурсы и
т. д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности,
музыка, физзарядки).
Использование новых
технологий объективно ведет к улучшению качества обучения
русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний
школьниками, это и является одним из способов решения
проблемы преподавания русского языка в складывающейся
системе государственных образовательных стандартов.
|